Об иконоборчестве
Седьмой век для Византии кончился анархией и почти полной гибелью империи. В 717 году арабы осаждали Константинополь, а внутренняя разруха делала ее легкой добычей завоевателя. Ее спас Лев Исавр, один из тех – многочисленных в византийской армии солдат – с восточной окраины, – которые дослуживались до высших чинов и на которых фактически держалась Империя. Лев III Исавр был провозглашен Императором и положил начало новой – Исаврийской династии. Кроме победоносных войн он (717–741) и его сын Константин V Копроним (741–775) восстановил положение, а изнутри укрепил его глубокой государственной реформой: военной, административной и экономической. Лев Исавр также издал закон о сокращении рабства и о свободе поселян.
О причинах возникновения ереси иконоборчества много спорили в науке. Главной причиной ее возникновения было неправильное почитание икон преимущественно среди простого народа, вследствие недостаточности религиозного образования. Тут также действовали задатки языческого идолопоклонства. Невежественные люди поклонялись собственно иконам, веществу, а не лицам изображаемым, как требует церковное почитание икон. “Поклоняемся не веществу, но изображаемому (на нем), подобно как не веществу Евангелия и не веществу креста мы поклоняемся, но тому, что ими изображается”,– по учению преподобного Иоанна Дамаскина. Такого рода почитание должно выражаться благоговейным поклонением и молитвою лицу, изображаемому на иконе. Но в VIII веке к такому церковному учению стали примешиваться неправославные взгляды, так как внешности и обрядности религии придавалось главное значение. Ко всему этому примешивались укоры магометан с востока Империи, отрицавших всякое почитание человеческого изображения. Иудеи вторили в этом мусульманам, ссылаясь на Ветхий Завет, в котором запрещалось изображать Бога.
* * *
Иконоборческие настроения возникли в самом начале VIIIв. среди епископов восточных окраин Империи. И сразу же оказались настолько сильными, что Константинопольскому патриарху Герману пришлось особым посланием защищать правду иконопочитания. Но начавшееся брожение дошло до Императора Льва,– и тут он немедленно приобрел свое “имперский” поворот. Лев открыто встал на сторону иконоборцев. Около 730 г. Лев издал указ против икон. Не подчинившийся ему патриарх Герман был смещен и изгнан из Константинополя. Впоследствии он скончался в изгнании в глубокой старости, оставив несколько замечательных сочинений. На его место был назначен Анастасий, покорный императору. Вскоре пролилась и первая кровь: в стычке между толпой и солдатами, по приказу императора снимавших чтимую икону Христа Споручника с Халкоправских ворот, несколько человек было убито.
* * *
Решающую роль в опровержении ереси сыграло творчество преподобного Иоанна Дамаскина. Этот святой (память 4/17 декабря), – сын знатного сановника, служившего при дворе Дамасского халифа АбдАльмалика. Он получил высокое христианское образование от пленного монаха и сделан был правителем города Дамаска. Он всегда ценил истину выше жизни и в ревности по истине полагал надежду спасения. Узнав о действиях Льва Исавра, Иоанн Дамаскин написал императору три послания в защиту икон.
Первое письмо было написано вскоре после 726 г., а два следующие – после водворения на патриаршестве Анастасия, т.е. после 730 г. Император, желая погубить святого послал халифу подложное письмо, уличавшее св. Иоанна в измене своему повелителю. Халиф, поверив лукавому письму, приказал отрубить св. Иоанну правую руку, но она по молитвам преподобного перед иконой Богоматери, именуемой теперь “Троеручица”, чудесно срослась. Убедившись после этого чуда в невинности св. Иоанна, халиф полюбил его больше прежнего. Но св. Иоанн упросил халифа отпустить его, сложил с себя светское звание и вступил иноком в обитель пр. Саввы Освященного. Скончался он в этой обители на 104 г. своей жизни, около 780 г., оставив после себя много трогательных песнопений, которые до сих пор поются во время православных богослужений. Сочинения в защиту икон пр. Иоанна Дамаскина составили основу догмата, который был сформулирован и провозглашен впоследствии на VII Вселенском Соборе.
* * *
Настоящее гонение на иконопочитателей было начато сыном Льва III Исавра Константином V Копронимом (741-775). Блестящий полководец и государственный деятель, он явил себя и недюжинным богословом: сохранившиеся отрывки из его произведений против икон показывают глубокое, продуманное убеждение. Иконоборцем Константин стал не только по богословским, но и по политическим мотивам. Константину в самом начале царствования пришлось пережить испытание, которое показало, что его политика – ненадежная база для власти. Армянин Артавазд, крупный военачальник, женатый на Анне, сестре Константина, воспользовался отъездом императора на восточный фронт. Опираясь на иконопочитателей, он объявил о смерти Константина. В таком случае Артавазд оказался законным преемником. Было объявлено иконопочитание. Трусливый патриарх Анастасий принял Артавазда и иконы и объявил всенародно, что Константин Копроним был еретиком. Целый год длилось двоевластие (742–743). Наконец, Константин пришел с войсками в Константинополь, низверг Артавазда и ослепил его вместе с сыном. Вероломный патриарх Анастасий был осмеян, но оставлен на кафедре за новое раскаяние и готовность служить иконоборчеству.
После этого 11 лет не было слышно о новых переменах по вопросу об иконах. В это время Константин тихо проводил “чистку” епископата, ставя на посты епископов своих единомышленников. В 754 г. (по некоторым источникам 753) Константин Копроним созывает Безглавый иконоборческий собор, на котором иконопочитание было осуждено оросом (вероучительным определением собора). На этом соборе как всегда восторжествовало деятельное меньшинство – то есть убежденные противники икон.
Заручившись санкцией собора, Константин стал его решение проводить огнем и мечом. Последовало кровавое десятилетие (762–775 гг.) прибавившее в христианских месяцесловах внушительное число мучеников, среди которых выделились св. Стефан Новый и св. Андрей Клавий.
* * *
Константин, всецело занятый своим иконоборческим безумием буквально бросил на произвол судьбы Италию, которую пядь за пядью захватывали лангобарды. Риму грозила оккупация. Папа Стефан II умолял Константина исполнить обещание и послать в Италию войска и искусных генералов, чтобы остановить наступление короля Астальфа. Но Константин отказал. Тогда папа пригласил на помощь франкского короля Пипина, который прогнал лангобардов, а отнятые у них земли подарил апостольскому престолу, т.е. папа (755г.). Греческая власть в Италии после этого кончилась.
Стефан, сделавшись независимым, не стесняясь мог отвергнуть все постановления иконоборческого собора 754 г.
В восточных патриархатах, находившихся за границами Империи, совершенно спокойно относились к искусственно возбужденному в Византии спору, осложненному политическими мотивами. Патриархи твердо реагировали на попытки внести иконоборческую ересь в их пределы.
Многие иконопочитатели скрывались в Крыму, который в то время был окраиной Византийской Империи. В эту эпоху были основаны многие крымские монастыри. Ярким исповедником иконопочитания стал Стефан, архиепископ Сурожский (память 15/28 декабря). Родом из Каппадокии, он 15-ти лет пришел в Царьград для высшего образования, которое он окончил успешно, так что превзошел “всех учителей, иже во граде”. В зрелом возрасте он постригся в иноки и для высших подвигов ушел в пустыню, где прожил 30 лет. По особому откровению он был призван из пустыни патр. Германом и рукоположен в епископа г. Сурожа (ныне г. Судак в Крыму). Его паства сильно была заражена ересью, и он в продолжение 5 лет успел истребить ересь и возрастить православие. При иконоборце Льве Исавре он, отправившись в Константинополь, “проповедовал со дерзновением православия предание” и потерпел мучения и темничное заключение за почитание св. икон. Впоследствии св. Стефан, истомленный темницею, изувеченный истязаниями и уже ветхий годами, получил свободу, снова возвратился к своей пастве и скоро скончался (по предположению в 790-795 гг.).
* * *
По смерти императора Константина V Копронима (в 775 г.) ему наследовал его сын Лев Хазар (775–780 гг.), который хотя и был убежденным иконоборцем, но преследование затихло. Настоящая же реакция наступила, когда после смерти Льва, власть – в виду малолетства его сына Константина VI-го перешла к его жене Ирине (780–802). Ирина, всегда бывшая почитательницей икон и монахов, начала готовить Вселенский Собор, для чего и провела в патриархи государственного секретаря Тарасия, мудрого и умеренного православного. Но пятьдесят лет иконоборчества глубоко отразились в жизни византийского общества: первая попытка собрать Собор – в Константинополе была сорвана солдатами, боготворившими память Копронима. Только в 787 г. в Никее собрался, под председательством патриарха Тарасия, Седьмой Вселенский Собор. На нем кроме греческих епископов присутствовали представители Папы и восточных патриархов. Был сформулирован и провозглашен догмат об иконопочитании. Собор, на основании Священного Писания и свидетельств из сочинений святых отцов утвердил, что следует “чествовать святые иконы и оным кланяться не как Богу, а как Его и Святых Его воспоминательному начертанию”. Собор опроверг все пункты иконоборческой ереси.
* * *
Но, побежденное догматически, иконоборчество воскресло с новой силой после смерти Ирины в 802 г. Сторонников ереси было еще достаточно, главным образом в правительственных и военных кругах, где славное царствование Константина V Копронима было окружено восторженным поклонением. В 815 г. император Лев V Армянин потребовал от патриарха Никифора, чтобы иконы в церквах были подняты выше человеческого роста и таким образом их невозможно было целовать. С этого времени все поняли, что гонение неминуемо. Только на этот раз Церковь не была застигнута врасплох: постановление Вселенского Собора и произведения защитников икон дали ей оружие, не хватавшее ей раньше. На защиту Православия против императора поднялась вся Церковь. Первым пострадал патриарх Никифор, успевший все же возвестить Церкви о готовящейся борьбе и призвать ее к сопротивлению. Его низложили и сослали. Во главе православных его заменил преп. Феодор Студит, игумен знаменитого Константинопольского монастыря Студиона, им основанного. На Вербное воскресение 815 года тысяча студийских монахов прошла крестным ходом по городу, неся иконы. Вызов власти был брошен и началось кровавое гонение. Оно сделало больше жертв, чем гонение Копронима: десятки сосланных епископов, монахов, утопленных в зашитых мешках, замученных в застенках... При этом перенес заточение и Феодор Студит (815–820 гг.).
Хотя и несколько ослабленное продолжалось гонение и при преемниках Льва – Михаиле II (820–829) и Феофиле (829–842), а с 834 года снова усилилась волна террора.
* * *
Окончательная победа Православия пришла снова через женщину. Жена Феофила – императрица Феодора немедленно после смерти мужа прекратила гонение. В марте 843 года патриарший престол занял Мефодий, один из пострадавших за иконопочитание. В первое воскресение Великого Поста 11 марта 843 года восстановление икон было провозглашено в Св. Софии и этот день остался в памяти церкви как “Торжество Православия”. Церковь вновь доказала, что проповедываемую ею Правду невозможно победить силой даже самой жесткой государственной власти. С тех пор каждый год в это воскресенье, Церковь празднует победу над последней из больших ересей, и торжественно провозглашая Истину, отлучает от себя всех тех, кто этой истины не признает. “Торжеством Православия” завершился важный этап истории христианской цивилизации – эпоха Вселенских Соборов (IV–VIII вв.). Эпоха глубокого богословского осмысления Нового Завета, тайны Богочеловечества Иисуса Христа.
Византия в VIII–IX веках.
Ересь иконоборчества
Реферат
ученицы 7-го класса
Кузян Веры
28.X.1997 г.
ЛИТЕРАТУРА:
1. А.Н. Бахметева, “История Церкви для детей”, Псков, 1994
2. С.В. Булгаков, “Настольная книга священно-церковно-служителя”, М-ва, 1993
3. А.В. Карташев, “Вселенские Соборы”, М-ва, 1994
4. Н. Тальберг, “История Христианской Церкви”, М-ва, 1991
5. А. Шмеман, “Исторический путь Православия”, Нью-Йорк, 1954