"Формула жизни" Отец Олег Моленко
Сколько существуют люди на земле, столько они задумываются о смысле своей жизни. Для чего я живу? В чем смысл моей жизни? В чем суть моей жизни? Что такое жизнь? Самостоятельные ответы отдельных, пусть даже самых великих, самых славных, самых умных и самых знатных людей не удовлетворяют нас до конца. Самый мудрый из известных нам до времени благодати людей – царь Израильский Соломон, перепробовав все, что только было доступно ему, пришел к неутешительному выводу о жизни людей. Его формула жизни звучит так: «Всё – суета и томление духа» (Еккл.1,14). Это самое точное определение жизни без Бога, без Христа, без Церкви Его и без любви в Боге!
Но вот пришло время явления Света, Жизни, Истины и Любви – Богоявление, в лице родившегося ради нас в Вифлееме Иудейском и крестившегося во Иордане Сына и Слова Божьего Иисуса Христа! Он не только показал нам, мертвым, Жизнь истинную, не только показал сидящим во тьме и сени смертной Свет великий (Мф.4,16), не только явил нам, заблудшим и погибшим, Истину Божью в Своем Лице, не только явил нам любовь к нам нашего Бога и Творца, но Сам явился Путем к Богу, Свету, Истине, Жизни и Любви!
Именно Христос – это дивное сияние Отчей славы – принес нам ответ на важнейший для нас и самый мучительный вопрос о смысле нашей жизни.
Он принес этот ответ не в виде огромного трактата, не в виде длинной могочасовой проповеди, не в виде толстой и мудрой книги, не в виде искусно закрученного свитка, а в этих кратких словах Своей главной заповеди – заповеди о любви: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,37-39). Человече, пожри смысл – в этой двучастной заповеди Бога – все для тебя!
Но мы, о горе нам, омраченные суетой сует и задавленные томлением духа, не разумеем этой первой по значению и высшей по достижению заповеди Христа.
Господь помогает нам уразуметь ее. В другом месте Он говорит нам очень странную и трудновмещаемую вещь: «Любите врагов ваших» (Мф.5,44). Почему? Зачем? Для чего? Как можно? – эти и многие другие вопросы встают после прочтения этой заповеди Христа. Как я могу любить врагов, когда я и Бога-то не научился НЕЛИЦЕМЕРНО, БЕЗКОРЫСТНО и НЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИ любить, а также родных своих, и ближних своих?
Господь опять помогает мне. Он говорит для меня дивную и очень важную вещь, которая все расставляет по своим местам: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13)! Еще в другом месте Он говорит Своим ученикам и Апостолам: «Вы друзья Мои» (Ин.15,14). Так Сам Бог и наш Спаситель вводит для нас понятие ДРУГА и связывает в нашем сознании это понятие с ВЫСШИМ и БОЛЬШИМ из возможных для нас проявлений ЛЮБВИ!
Любовь о Господе уникальна, универсальна, чудесна и удивительна! Я должен любить Бога, ближнего своего и даже личного врага своего. Но, тем не менее, нет БОЛЬШЕ той любви, чем к другу или друзьям своим, особенно той деятельной, самоотверженной и жертвенной любви, когда душу свою полагаешь за друга (друзей)! Почему же это так? Почему любовь к другу больше любви к врагу и любви к ближнему?
Любовь к личному своему врагу всегда снисходительная, прощающая, покрывающая, злопогашающая. Чаще всего она односторонняя, не ищущая своего, кроткая, смиренная, красивая, но не способная сделать из врага ДРУГА. Эта любовь не самобытная, а подражательная Отцу, Который одинаково светит на добрых и злых.
Любовь к ближнему – это взаиморавная любовь, любовь к равному тебе по природе и возможному положению человеку. Это любовь мерная, ибо ближнего требуется любить, как самого себя. Это любовь – долг! Это любовь внимательная, обходительная, участливая, милостивая, доброжелательная, но все же не дружеская. По этой любви ты не будешь делать другому то, чего не желаешь себе, и будешь стараться делать то, чего желаешь, чтобы делали тебе. Это любовь заставляет нас жертвовать нашим вниманием, силами, временем, средствами и участием. Эта любовь подымет раненного разбойниками путника, польет его вином и елеем, отвезет его в гостиницу или больницу, издержит на него какую-то посильную сумму денег. Но эта любовь не удержит нас при этом раненом. Оказав ближнему помощь из этой любви, мы идем дальше по своим делам. Возлюбленный нами ближний не становится нам ДРУГОМ! А это означает, что и в этой любви мы не достигаем совершенства и полного удовлетворения своей жажды любить.
Наконец, мы подходим к той самой любви, которая полностью удовлетворит нас, утолит нашу любовную жажду и явит нам совершенство любви! Такой любовью может быть только любовь к ДРУГУ. О ней Господь сказал божественно просто и кратко: «Любите друг друга» (Ин.13,34). И этому голосу Бога вторит на божественной своей литургии Святая Церковь Христова, возглашая устами своих священнослужителей: «Возлюбим друг друга, да единомыслим исповемы»! Этим она исповедует, что на литургии присутствуют только друзья Бога и друг другу! Оглашенные, как несовершенные в любви, и иуды, как имеющие вместо любви ненависть и злобу, не допускаются на этот божественный пир любящих друг друга друзей!
Если мы понимаем заповедь «любите друг друга» как требование любить один одного, то мы ошибаемся. Любить надо именно ДРУГА и быть ему в свою очередь ДРУГОМ, чтобы и он мог любить своего ДРУГА!
Что же такое ДРУГ и чем он отличается, например, от ближнего?
ДРУГ, ДРУ-ЖИТЬ – ДРУГОМУ ЖИТЬ! Вот в чем преимущество друга! Он для меня по моему же изволению является высшим меня! Если ближнего я люблю, как самого себя, то друга – как высшего себя, большего себя, лучшего себя! Вот почему я не жертвую ему некую часть своего или от себя, но весь целиком и полностью – всю душу свою – готов положить за него с великой радостью, считая это высшим счастьем для себя! Я живу другому, ради другого, другим, другом! Его интересы выше моих, его нужды выше моих, его радости выше моих, его горести всегда больше моих. Моя любовь к моему другу не расчетливая, не ищущая своего, самоотверженная, жертвенная, самозабвенная, являемая с полной самоотдачей! Эта любовь преодолевает мою САМО-СТОИМОСТЬ, САМО-СТОЯТЕЛЬНОСТЬ, САМО-ЛЮБИЕ, САМО-СТЬ!
Но эта любовь не только приносит мне полное удовлетворение, счастье и блаженство, но самым тесным, самым надежным и самым лучшим образом соединяет меня с истинной жизнью! Ведь в слове ДРУ-ЖИТЬ не только виден друг, но и жизнь.
Тогда мы справедливо и богоугодно можем заявить формулу истинной жизни:
ЖИТЬ ИСТИННО – ЭТО ЗНАЧИТ СВОЕЙ ЛЮБОВЬЮ К СВОЕМУ ДРУГУ (ДРУЗЬЯМ) ПРЕОДОЛЕВАТЬ СВОЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ТАК, ЧТОБЫ ПОЛНОСТЬЮ ИСТОЩАТЬ СЕБЯ РАДИ ДРУГА И ЖИТЬ РАДИ НЕГО, ПОЛУЧАЯ ВЗАМЕН ЕГО ЛЮБОВЬ И ВСЕ, ЧТО ОНА НЕСЕТ!
Если применить эту формулу по отношению к Высшему Предмету нашей любви – Господу Богу, то надо сперва содружиться с Ним так, чтобы стать Ему искренним другом и Его иметь Своим Высшим Другом! Для этого Бог во Христе все сделал для нас, грешных. Сперва Он возлюбил нас, как Своих врагов, снизойдя к нам Своим Славным Рождеством в нашем виде и нашей человеческой природе. Затем Он любил нас, как Своих ближних, неся наши болезни и немощи, исцеляя в нас всякие недуги, изгоняя из нас и от нас демонов, воскрешая наших родных, давая нам питание и питие. Наконец, Христос приобретает Себе из нас искренних друзей в лице избранных Им Апостолов. Он служит им, как слуга – о, неизреченное и дивное смирение Твое Христе Боже наш – и Сам Своими божественными руками умывает их ноги (Ин.13,5)! Но и на этом не останавливается Его любовь к Своим друзьям. Ради них Он добровольно приносит Себя в Жертву, идя на противоестественную для Его Божества мучительнейшую позорную казнь на Кресте и смерть на нем! Он явил совершенную и самую большую любовь к Своим друзьям – положил Свою душу за них! А в их лице Он положил Свою душу за каждого из нас, в надежде, что каждый из нас примет Его любовь и дружбу и, в свою очередь, станет Ему преданным и любящим от всего естества своего до полного самозабвения другом!
Очистимся же тщательно покаянным трудом и соделаемся искренними друзьями нашему Спасителю Христу Богу! Возлюбим же Его высшей и самой большой из всех возможных – дружеской любовью – не щадя положить за Него свою душу, и тем войдем в Его неизреченную любовь, в Его дивную дружбу и в Его истинную и блаженную для нас жизнь!
Отец Олег (Моленко)