Интервью протоиерея Романа Матюшенко для Национальной радиокомпании Украины
Наверное, всем известен святой Николай Чудотворец, или как еще его называют в церковных книгах – Святитель Николай Мир Ликийских Чудотворец. Это был епископ, который прославился сострадательностью к ближним – как во время своей земной жизни, так и во все последующие времена до наших дней.
Он родился в городе Патаре, Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв к Господу бездетных родителей, младенец Николай, со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого Чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели Крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай в младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги. Дядя его, епископ Патарский, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пастве, приходя на помощь страждущим, раздавая много милостыни нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, Святитель Николай всегда старался делать это тайно и скрывать свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который исполнял послушание старательно и с любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на свое путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вошедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он остановил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитвы. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившемуся на родину Николаю, Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь – та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие, а Пресвятая Богородица – омофор. И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских, после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, Святитель Николай остался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305) епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. В 325 году Святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ Веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Спиридоном Тримифунтским и другими отцами Собора на еретика Ария. Есть предание, что обличая еретика, Святитель Николай, пламенеющий ревностью к Господу, ударил по щеке лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение Святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, Святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие о Боге, обличая еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Еще при жизни Святитель совершал много чудес. Из них особенную славу доставило Святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный Святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у Святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали пред императором и осудили на смерть. Явившись во сне равноапостольному Константину, Святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые молитвенно призывали на помощь святителя, находясь в темнице. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам Святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в город Миры и продать там жито. Не раз спасал Святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, Святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 342-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей и сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи Святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром. В 792 году халиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу Святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоящую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.
Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи Святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи Святителя Николая. В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи Святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он поднял крышку, и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоухающим святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.
Ввиду отсутствия ковчега, один из пресвитеров завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. 8 мая корабли приплыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи Святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся недалеко от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя Святителя Николая. Событие, связанное с перенесением мощей Святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника по новому стилю 22 мая. На Руси Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера нашего народа в неоскудевающую помощь угодника Божия. Чтобы наше повествование о Святителе Николае не показалось кому-то обыкновенной сказкой или чем-то из рода фантастики, или далекого интересного прошлого, отмечу, что чудеса веры могут быть правильно поняты и даже прочувствованы исключительно тогда, когда человек начинает жить христианской, церковной жизнью, т. е. начиная с покаянной дисциплины, например, подвигов поста (в среду и пятницу, и 4 годовых: Рождественский, Великий, Успенский и Петров), и, конечно же, принятия Святых Христовых Таин или попросту – Причастия, по заповеди Спасителя: «… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54).
Многие, зная о традициях церковных, порою не задумываются, что носители этой традиции очень серьезно относились к Церковным Таинствам, благодаря которым они и стали святыми, т. е. недвижимыми ко греху во всех его проявлениях, так – что ни в уме, ни тем более в деле, не совершали противного заповедям Господним. И самое удивительное для тех, кто сейчас нас слушает и не пытался исполнять, во что бы то ни стало, Заповеди Божии, – это не трудно. Да! Так научает писание: «Иго мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф.11:30), потому что приносит радость, благодать, и в итоге вечное блаженство, в противовес беспокойному состоянию грехолюбивой души, которая будучи угнетаема грехами: завистью, злобой, блудом, ненавистью, унынием и другими, никогда не будет иметь душевного покоя, и постоянной радости, пока, разумеется, не придет такой человек на исповедь и поведает пред священником Богу свои греховные страсти, с тем твердым намерением – никогда к ним больше не возвращаться. Еще раз повторюсь: главная суть покаяния – никогда больше не возвращаться к греховному прошлому. Вот тогда все читаемое про святых, про их порою немыслимые подвиги, не будет нам казаться сказочным, потому, что мы сами в той или иной мере будем причастны их подвигам и благочестивому житию, и если такое устроение сохраним до конца дней, то и сподобимся благ обещанного Небесного Царствия.
Автор протоиерей Роман Матюшенко
настоятель храма свв. мчч. Адриана и Наталии