Неагрессивное миссионерство
«Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»
(Ин 14:6).
Эти слова Христа являются основополагающими для веры и спасения. Каждый христианин знает, что Христос есть истинный Бог, который однажды стал Человеком и спас всех людей от греха и вечной погибели. «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом» — это основополагающая формула христианской догматики и богословия. Через веру в Иисуса Христа человек может достичь Царствия Небесного и обрести вечное блаженство после смерти.
Этот краткий пересказ катехизиса кажется очевидным для людей, которые уверовали. Люди эти называют себя христианами, последователями Христа.
Из истории видно, что христианство распространялось очень быстро по всей земле. Апостолы и их ученики проповедовали Евангелие всем без исключения. Апостолам был дан завет Иисусов: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19).
Именно с этих слов начинается христианское миссионерство. Языческий мир не шел к другим народам с проповедью своего учения. Как в язычестве, так и в иудаизме нет этого универсального повеления о познании Творца и о желании спасения для всех людей.
Христианство говорит о необходимости миссионерства всем и каждому.
Никто не мог подумать, что за 2000 лет традиции миссионерства, когда у нас есть и проповедь апостолов, и учение Церкви о миссионерстве, с этим термином и явлением может возникнуть путаница в нашем, XXI веке.
Как известно, славянскому менталитету присущи крайности. С одной стороны, в постсоветское время приходы стали подобны закрытым клубам: внутриобщинное благочестие стало важнее, чем проповедь вне. Мир воспринимается как нечто бесконечно греховное и несущее соблазны, и в нем не может быть ничего хорошего и доброго. Поэтому нужно от него максимально отгородиться, дабы не впасть в искушение. Если кто-то имеет иную точку зрения по любому жизненному вопросу, он объявляется либо неблагочестивым, либо глаголющем ересь. Конечно, если люди закрыты для мира и отрицают мир, то они остаются в своей закрытой общине и, тем более, закрыты для миссионерства и проповеди.
А есть иная крайность, которая у нецерковных людей вызывает раздражение. Это — агрессивное миссионерство. Люди пытаются проповедовать среди своих нецерковных соотечественников христианство, но проповедь эта по сути своей мало чем отличается от закрытой храмовой. В навязчивой форме «миссионеры» рассказывают прохожим о все той же греховности этого мира, устраивают политические акции или крестные ходы, всех инакомыслящих объявляя еретиками и модернистами. В такой форме миссионерства мало места остается для проповеди Христа и его Благой Вести. У людей такие слишком уж публичные акции вызывают раздражение и неприятие. Ведь «миссионеры» эти частенько не обучены правилам элементарной вежливости, охотно поливают своих оппонентов грязью. У нецерковных людей такое поведение вызывает отвращение ко всему христианскому. Таким образом, и «миссионеры» такие приводят невероятно малое количество людей в Церковь, а также вызывают отвращение к Церкви у людей нецерковных.
Читатель может справедливо сделать вывод, что с такими делами Церковь очень рискует действительно превратиться в закрытый клуб. Но не все так плохо.
На постсоветском пространстве, в частности, в Киеве есть и те, кто пытается правильно понять евангельские слова о миссии. К сожалению, о них знают немногие, они не так популярны как агрессивные миссионеры, но все же они есть и о них стоит знать каждому христианину. Это — миссионерские группы. Об одной из них и пойдет рассказ.
При храме свв. мчч. Адриана и Наталии на Лесном массиве столицы каждый понедельник (в трапезной храма, в 19:00) собирается миссионерская группа. Люди разных возрастов и профессий, объединенные общей целью понимания Евангелия и миссии садятся в круг для проведения занятий по миссиологии и богословию. Занятие проходит в теплой и дружественной атмосфере. Поначалу каждый делится своими взлетами и падениями за прошедшую неделю. Каждый член группы на протяжении двух минут рассказывает, как прошла его или ее неделя, а также выделяет самые яркие моменты прошедшей недели, связанные с его/ее личной миссией.
Затем все читают отрывок из Евангелия и рассуждают о нем. Каждый, опять же по кругу, на протяжении 2–3 минут пересказывает либо толкование этого отрывка святым отцом, либо делится какой-то жизненной ситуацией, соотносимой с этим конкретным отрывком, либо же, что бывает очень часто, задает вопросы, касающиеся понимания этого отрывка. Группа пытается ответить на многие вопросы, связанные с непониманием Евангелия, приводя примеры из собственной жизни, а также толкования святых отцов.
Даже при попытках ответить на вопросы своих единоверцев, возникает еще больше вопросов. Так что же говорить о миссионерстве среди иноверцев или неверующих?
Поэтому в группе было принято решение углубленно изучать богословие. После рассуждений о Евангелии группа переходит к следующему этапу своего собрания, а именно к богословию. На каждом занятии есть докладчик, который заранее готовил заданную тему и на протяжении 15–20 минут делает доклад богословского содержания. Затем следуют вопросы. И опять же, каждый в группе на протяжении нескольких минут говорит свои соображения по данной теме.
В конце занятия каждый по кругу рассказывает свои впечатления от сегодняшнего занятия. Практика озвучивания своих мыслей по кругу очень полезна, так как помогает услышать своих собеседников. В группе существует регламент, согласно которому строго запрещено перебивать. Даже если человек неправ, его поправить или дополнить можно только после окончания его же мысли. Это учит не только миссионерству и проповеди, но и элементарной вежливости.
Часто православные христиане неправильно понимают слово «проповедь». Очень часто среди прихожан возникают недопонимания, так как они начинают друг друга поучать, рассказывая как надо жить и что делать, забывая об элементарной воспитанности.
В группе учатся именно проповеди христианства, не прибегая к осуждению и поучению друг друга. Поэтому каждый внимательно выслушивает мысль своего собеседника, с уважением относится к чужому мнению, хоть и не всегда принимая это мнение за верное. Ведь уважать мнение человека не означает принимать его и соглашаться.
Посещая такие группы, можно задаться вопросом: насколько я воспитан? Может, прежде чем научиться христианской любви, стоит сначала научиться культуре и вежливости? Если не будет к людям, в частности и оппонентам, внутренней агрессии, может, только тогда начнется миссионерство? Рассказывать о «тлеющем и загнивающем» Западе, о развращенности мира, о приходе антихриста, о сатанинских книгах, музыке и фильмах — значит вызывать агрессию. Причем агрессию как у оппонентов, так и у единомышленников, которые будут клеймить наш мир, Америку, молодежь и иже с ними.
Можно представить себе ситуацию, если бы, скажем, апостол Петр вошел в Рим и стал говорить народу о развращенности и потере нравственности в этом городе? Осталось бы место для проповеди Христа? Вряд ли. В миссии важна проповедь Христа, проповедь Евангелия. Да, и в посланиях говорилось о безнравственном язычестве, но это не было центром проповеди апостолов. Для них важен был Христос. Проповедь Христа была центром обращения апостолов к народу. Ведь если человек уверует в истинного Бога, то законы Его захочет исполнять. Недаром Евангелие —это Благая Весть. Именно благая весть о Боге, а не сборник мрачных новостей и нашем греховном времени.
Миссионерская группа учится у апостолов проповедовать Благую, а не мрачную весть, следуя 2000-летней христианской традиции миссионерства и пытаясь применять формы этого миссионерства сегодня. И тут приходит понимание, что миссионерство должно быть в первую очередь — Христовым.
Автор Вероника Катрук
Читайте также о миссионерских молодежных тренингах «Миссия возможна плюс»