Пожалуй, нет аналога в истории человечества, когда сын стал духовным отцом своему земному родителю. Примером этому послужило житие святых сербских Симеона Мироточивого (преставился в 1199 г.) и архиепископа Саввы Сербского (1237 г.), основателями Хиландарского монастыря на Афоне. Кто они, эти сербские святые?
Неманя Стефан
Великий жупан, самодержавец, Неманя Стефан владычествовал над всеми землями сербскими, которые граничили на востоке и западе с областями ветхого и нового Рима. Благочестивый, богобоязненный и нищелюбивый более, нежели кто-либо, сиял он мужеством, как воевода, богател всеми благами земными, наипаче же добрыми нравами, украшался правдой и милостью.
Его супруга Анна, дочь греческого императора Романа, ни в чем не уступала в добродетели своему мужу, и в благоденственном браке они имели многих сыновей и дочерей. Но в какое-то время Господь заключил утробу Анны, и она перестала рожать. Скорбели о том супруги и взывали ко Господу, чтобы послал им еще дитя.
Растко Неманя
Господь близок ко всем, призывающим имя Его, и была услышана молитва Стефана и Анны, и она зачала в чреве. В 1169 г. в утешение родителям родился сын, которого назвали Растко (Ростислав). И в этом же году поступила во владение русских обитель св. вмч. Пантелеимона, в которой позднее св. Савва (Растко Неманя) принял иноческое пострижение. Весьма знаменательное совпадение.
Растко возрастал послушным сыном и с отроческих лет был научен божественным книгам. А с пятнадцатилетнего возраста он получил от родителей особенную область в своей державе. Но иное направление ума было у Растко. Еще юный, он вошел уже в разум священных книг, заимствуя в них начало премудрости – страх Божий. И любовь к Богу возгоралась в его сердце ярче день ото дня. Глубокие и долгие размышления о вере и необыкновенное трудолюбие повлияли на формирование его мудрой и сильной личности.
На восемнадцатом году жизни отец и мать хотели сочетать его законным браком, но благодатный юноша и слышать об этом не хотел. Его влекли мечты о Святой Горе Афон и о прочих пустынных местах, о которых он слышал от иноков-паломников, и которым его отец посылал щедрые милостыни.
Побег
Промыслом Божиим в один из торжественных дней к Немане пришли иноки со Святой Горы Афон за милостыней. Один из них был русский. Тайно пригласив их, юноша стал расспрашивать подробно о Святой Горе. Видя и чувствуя любовь, с которой русский рассказывал о святом месте, Растко решил бежать с иноками на Гору Афон. Он придумал историю для родителей и получил их благословение на свою отлучку на несколько дней. По происшествию времени, согласно которому он должен был вернуться домой, якобы после охоты на оленей, родители заподозрили неладное. Позже, узнав правду, отец организовал погоню за беглецом.
Погоня настигла Растко уже в монастыре. Перехитрив воевод своего отца, Растко принял постриг с именем Савва в монастыре св. вмч. Пантелеимона от игумена монастыря. Для родителей он передал свою княжескую одежду, волосы со своей головы и письмо, в котором умолял не иметь, о нем ни малейшей скорби и не плакать, как бы о погибшем, а скорее молить Господа, чтобы их молитвами совершить ему доброе. Пусть и они, по мере своих сил, попекутся о душе своей и пусть не чают его более видеть во временной жизни, разве только Бог позволит ему во Святой Горе дождаться владыки отца своего, насладиться зрением честных седин и насытиться излияниями сладкой его любви.
Иноческая жизнь
Отец не мог понять сына, как он мог оставить богатство ради нищеты, почести и славу – ради уединения, мягкую постель – ради каменной лежанки. А молва о Савве пронеслась по всей пустыне, в общежитиях и по келлиим отшельников, что сын самодержавца сербского вселился к ним, и он был принят с честью и любовью. Вначале Савва остался в Ватопеде, которая была образцовой обителью, и прожил там 19 лет. За это время он изучил все творения святых отцов, которые находились в богатой библиотеке обители. Несколько раз, по благословению, настоятеля, Савва прошел Святую гору, путешествуя босиком и вкушая лишь хлеб и воду. И каждый раз он возвращался в Ватопед, обогащенный духовным знанием и готовностью еще более послужить Богу и своим близким.
Письма отца
Чем же это время занимался Стефан Неманя? Державный Стефан послал от себя на Святую Гору много золота, чтобы царственное его детище ни в чем не нуждалось, и не без страха написал ему послание, стыдясь назвать его сыном, но Отцом, Учителем, Предстателем пред Господом и Молитвенником о них к Богу. «Дом наш – в руках твоих, – писал старец, – души наши и мы все – в твоей воле, ибо ты удивил родивших тебя своей добродетелью; но отними от нас скорбь тяжкой нашей болезни и утешь своим пришествием; мы обещаем опять возвратить тебя в пустыню». Однако Савва был непреклонен и продолжал упражнять себя в иноческом подвиге. Братия полюбили его за смирение, нестяжание и трудолюбие. Золото, посылаемое отцом, шло на раздачу милостыни бедным и на нужды обители.
Несколько времени спустя родители опять писали ему, умоляя его прийти к ним, и послали золота больше прежнего, кроме особых даров для обители Ватопедской. Но блаженный Савва был снова непреклонен: «Если призрит на меня Господь и даст мне видеть отца моего здесь, то я поселю его в своих кельях». Уже 10 лет инок-князь Савва жил на Афоне, строя храмы видимые, он одновременно созидал и невидимый храм в своей душе. И однажды написал он отцу: «Да будет приятен тебе совет мой: презри земное богатство, как бы не сущее, и все красное мира, как суетное и маловременное, и последуй мне крестным путем, который я приготовил тебе в той же пустыни… И избавившись от печали, опять будешь со мной».
Отречение
Получив от сына послание, Стефан Неманя созвал всех епархов державы, воевод и благородных мужей, малых и великих, и назначил день великого государственного совета. Когда же все собрались, то он обратился с речью о том, что он оставляет правление своему среднему сыну и уходит на Афон к своему возлюбленному младшему сыну, чтобы позаботиться о своем спасении. Едва он закончил свою речь, как отовсюду поднялся громкий вопль: все любили его и не хотели, чтобы он их покидал. После своей речи, Стефан всех пригласил на пир и наделил каждого щедрыми дарами. А на следующее утро смиренный Стефан и супруга Анна пошли в храм Пресвятой Богородицы, где принесли перед иконой иноческие обеты. Епископ Калинник нарек бывшего властителя Стефана иноком Симеоном, а подругу его, благочестивую Анну, – инокиней Анастасией.
25 марта 1196 года на Соборе св. Симеон сложил с себя достоинство великого жупана Сербии и возвел на престол среднего своего сына Стефана. 18 месяцев св. Симеон
жил в Студенице, как простой монах. 8 октября 1197 г. он навеки простился со своей страной и 2 ноября того же года прибыл на Афон.
До этого ни один великий правитель православного народа не приходил в удел Пресвятой Богородицы как монах к бедным монахам. Так, в Ватопеде после десятилетней разлуки наконец встретились два монаха: 84-летний Симеон и 27-летний Савва, отец и сын.
Единомысленные державные иноки
Достигнув Ватопеда, Симеон был принят с честью, и вскоре молва о его пришествии разнеслась по всей Святой Горе. Нельзя умолчать о радости сына и отца после их соединения. Симеон восхотел обойти всю Святую Гору, чтобы поклониться всем ее обителям. Испросив благословения у игумена, они вдвоем обошли всю Гору. Единомышленные во всем, они разделили между собой труды и молитвы: сын подвигам учил отца, а старец не мог не следовать стопам сына. Учитывая возраст Симеона, Савва постился и трудился и за себя, и за отца: «Не унывай, батюшка! Мое стояние, мой пост и поклоны пусть будут и твоими». Внимая таким словам, дряхлый старец обливался потоками слез, изумлялся чрезвычайному смирению и послушанию своего
Начало Хиландарской обители
При входе во Святую Гору, на месте, называемом Просфори, издавна был монастырь с церковью святого Симеона Богоприимца; но эта церковь, по разорении монастыря корсарами, оставалась в запустении. Игумен и братия Ватопеда обратились к Симеону и Савве с просьбой найти средства на обновление церкви. И великодушные иноки дали много золота на церковь, которое было прислано от самодержавца Стефана. Державные иноки много сделали и для обители Ватопедской: была расписана трапезная, сооружены кельи, насажены виноградники и т. д..
Однажды блаженному Симеону пришла в голову мысль, которую он обдумывал два дня, а на третий день пошел к игумену и открыл ее: «Испросите себе запустевший монастырь и, обновив его, утвердите за своим отечеством, и пусть называется он Сербским; пусть и из среды вашего народа, любящие Бога и убегающие от суеты мирской, после вас обретут там пристанище спасения, и сами вы, многих ради спасенных, сподобитесь больших почестей от Бога». Так, с этого момента, положен был завет, чтобы Ватопед и Хиландарь взаимной любовью составляли как бы одно.
Памятник сего завета существует и доныне. В главный праздник Хиландаря, именно в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, призывают настоятеля Ватопедского и уступают ему начальство и первенство; ту же честь делают монахи Ватопедские настоятелю Хиландарскому в свой главный праздник – в день Благовещения Пресвятой Богородицы.
Самодержавец Стефан дал золото и работников для восстановления Хиландарского монастыря. По молитвам богоносных иноков к Творцу и Пресвятой Богородице работы шли быстро, и очень скоро Симеон и Савва перешли в восстановленный монастырь, как этого желал старец, чтобы смерть его настигла в новой обители.
Бог привел державных иноков на Афон не только ради их личного спасения, но и для того, чтобы через них помочь их родному народу. Так, первый раз за долгую историю Святой Горы сербский народ приобрел свой монастырь среди других обителей православных народов.
Кончина и явление преподобного Симеона
Немного времени пожил Симеон в основанной им обители. Ему было уже 84 года, когда он слег в постель, покрытой тюфяком из соломы и камнем вместо подушки. Это было 6 февраля 1199 года. Он причащался 7 дней, только тем и поддерживал свою жизнь, обычной пищи он не принимал. Савва был рядом с ним и все время со слезами молился. 13 февраля умер смиренный монах Симеон – бывший великий жупан Сербии Стефан Неманя. Савва и Симеон явили миру величественный пример родительской и сыновней любви. Родной сын стал духовным отцом своему земному родителю.
После смерти отца Савва раздал щедрые милостыни нищим и уединился в темной и тесной келье в Карее. Купив это место у Прота, Савва построил себе молчальную келью с малой церковью в честь Саввы Иерусалимского Освященного. Здесь он предавался самым высоким подвигам, изнуряя свою плоть так, что у него «живот прилипал к спине». У него было одно сердечное желание – сподобиться получить какое-либо извещение от усопшего родителя, и об этом он воссылал пламенные молитвы к Богу.
И однажды ночью ему явился преподобный Симеон, облеченный неизреченной славой, в венце, сиявшем светозарнее солнца, и в сообществе иных светлых лиц. Он утешил сына, сказав, как Господь почтил его славой и предсказал Савве путь служения Богу: «Для многих будешь образом добродетели, и все заповеди Христовы утвердишь на незыблемом основании в своем отечестве».
Бог прославляет св. Симеона
Савва еще более усугубил пост и молитву. Утешенный славой родителя, он вернулся в Хиландар в день годовщины смерти Симеона. Благолепно были украшены и церковь, и самый гроб блаженного. Савва призвал всех к сугубой молитве за отца. Настало время утреннего славословия. Игумены совершали службу в соборной церкви, когда в это время вся церковь внезапно исполнилась запахом благовонной масти, и благодать Божия излилась на сухие кости. Мраморный гроб блаженного, наполнившийся благовонным миром, которое текло из него ручьями и исполняло все благоуханием. Савва с радостью спустился с пирга и прославил Господа.
Через прикосновение ко гробу и через помазание святым миром, начали исцеляться одержимые нечистыми духами и другими тяжкими болезнями, и все ублажали угодника Божия. Миро истекало не только от костей блаженного Симеона, но и от сухого камня и от его иконы, написанной над его гробом. «Господи, помилуй! – взывала единогласно вся церковь, – дивен Бог во святых Своих и велик в делах Своих!» Со временем из гроба выросла виноградная лоза в виде древа с наружной стороны храма, целебная по своим плодам. А гроб этот существует и доныне.
Бог прославляет св. Симеона
Савва еще более усугубил пост и молитву. Утешенный славой родителя, он вернулся в Хиландар в день годовщины смерти Симеона. Благолепно были украшены и церковь, и самый гроб блаженного. Савва призвал всех к сугубой молитве за отца и сам взошел на пирг. Настало время утреннего славословия. Прот и бывшие с ним игумены совершали службу в соборной церкви, когда в это время вся церковь внезапно исполнилась запахом благовонной масти и благодать Божия излилась на сухие кости. Мраморный гроб блаженного, наполнившийся благовонным миром, которое текло из него ручьями и исполняло все благоуханием. Савва с радостью спустился с пирга и прославил Господа.
Через прикосновение ко гробу и через помазание святым миром, начали исцеляться одержимые нечистыми духами и другими тяжкими болезнями, и все ублажали угодника Божия. Миро истекало не только от костей блаженного Симеона, но и от сухого камня и от его иконы, написанной над его гробом. «Господи помилуй! - взывала единогласно вся церковь, - дивен Бог во святых Своих и велик в делах Своих!» Со временем из гроба выросла виноградная лоза в виде древа с наружной стороны храма, целебная по своим плодам. А гроб этот существует и доныне.
Эпилог
Предсказания св. Симеона сбылись с точностью. Савва был рукоположен в диакона и в пресвитера, и в какое – то время оставил Святую гору, направляясь в Сербию послужить своему народу. В Сербии он получил сан архимандрита и содействовал перенесению мощей св. Симеона из Хиландаря в Студеницу. Надо заметить, что при установлении гроба в монастыре, мраморный гроб родителя снова наполнился кипящим миром, которое от переизбытка изливалось повсюду.
Предсказания св. Симеона сбылись с точностью. Савва был рукоположен в диакона и в пресвитера, и в какое-то время оставил Святую Гору, направляясь в Сербию послужить своему народу. В Сербии он получил сан архимандрита и содействовал перенесению мощей св. Симеона из Хиландаря в Студеницу. Надо заметить, что при установлении гроба в монастыре, мраморный гроб родителя снова наполнился кипящим миром, которое от переизбытка изливалось повсюду.
Вскоре архимандрит Савва стал настоятелем Студеницы и взялся за работу. За короткое время монастырь преобразился, и здесь собралось большое число послушников. В итоге Студеница стала самой прославленной святыней сербской нации. Бог наделил св. Савву даром чудотворения, и молитва его исцеляла болящих. Он обладал воистину апостольским авторитетом, и на земле сербской явился великий светильник.
Умер св. Савва во время странствия по святым местам Палестины, Сирии, Персии, Вавилона, Египта и Анатолии в сане архиепископа 12 января 1237 года. Мощи его
перенесли в Милешево в монастырь Вознесения Господня, где покоились до 1595 года. С приходом в Сербию турецкого владычества храмы были обращены в мечети или были разграблены. 27 апреля 1595 г. тело святителя Саввы было сожжено и стало пеплом, но слава о нем возрастала. «Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек» (Пс. 117:6).
Подготовила Наталья Миненкова
По материалам книги «Святые Сербские Архиепископ Савва и отец его Мироточивый Симеон. Житие, чудеса, молитвы» – 2008 г. По благословению Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины