Паломничество на Афон
В мае 2013 года настоятель нашего храма протоиерей Роман Матюшенко совершил паломничество на Святую Гору Афон. Отец Роман впервые побывал в этой горной (а после его рассказа так и хочется сказать – горней) стране, которая по своему духовному укладу жизни граничит с Небом, лишь географически соприкасаясь с землей.
Из семи дней (столько длилась поездка) отец Роман вместе с отцом Евгением (который и ранее бывал на Афоне) пять дней провел непосредственно на самой Святой Горе. За это время они успели посетить 15 монастырей, а главное – полностью окунуться в благодатную атмосферу святости, которая витает там невидимо со времен древних подвижников благочестия, укрепляясь и сейчас праведностью и подвигом жизни иноков, подвизающихся в общежительных монастырях и уединенных скитах по всему полуострову.
Наблюдая за укладом различных монастырей и духовной жизнью их насельников, отец Роман, по свойственной ему привычке все полезное замечать и применять в родном приходе, постоянно подмечал, что можно заимствовать для улучшения внешней и внутренней стороны жизни нашего прихода, а также приобрел и привез для нашего храма кое-что из церковной утвари, необходимой для богослужения. При этих наблюдениях и крайней усталости, о которой отец Роман упоминает, преимущественно шутя и вскользь, наши паломники посещали почти каждый день весь суточный круг богослужений. А это в 4 утра – утреня, 1-й, 3-й и 6-й часы, Литургия, потом в 17:00 – вечерня, и после трапезы – повечерие. Батюшка молился часто обо всем нашем приходе, обо всех прихожанах, о тех, кто просил или по умолчанию ожидал, и надеялся на его молитвы, просил Бога о помощи каждому из нас в его нуждах. А потому, скучая по своему пастырю, семидневное отсутствие которого остро ощущали, мы все же не могли не чувствовать и действенную помощь его молитв о нас. Возвращения настоятеля все ждали с нетерпением, как и его рассказа о паломничестве, о полученных впечатлениях, о пережитом и испытанном, знакомом уже не понаслышке, о жизни афонских монахов и о том, что же есть особенного в этой земле, избранной Божией Матерью в вечное покровительство и Свой удел.
Слово Афон (по-гречески А́фос) переводится как «Святая Гора». С географической и административной точки зрения так называется восточная часть греческого полуострова Халкидики, омываемая водами Эгейского моря, которая имеет длину 57 км, ширину от 8 до 12 км и занимает площадь в 332 кв. км. Горный хребет полуострова, имея у перешейка, которым он соединяется с греческой провинцией Македония, незначительную высоту, далее постепенно поднимается вверх, и заканчивается горным пиком высотой 2033 м. Это и есть Гора Афон, давшая название всему полуострову.
Почти двухтысячелетняя история христианства на Афоне вобрала в себя много великих имен и событий. В I веке, через несколько лет после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, промыслительное явление определило судьбу и будущую историю Афонского полуострова: его посетила Пресвятая Богородица. По преданию, судно, на котором Она отправилась вместе со святым апостолом Иоанном Богословом на остров Кипр по приглашению кипрского епископа Лазаря Четверодневного, бурей было отнесено к Афону. Обращаясь к встречавшим Ее с благоговением местным жителям, узнавшим, что к ним прибыла Матерь Бога – Иисуса Христа, Пресвятая Дева (как пишет святой Стефан Святогорец) произнесла: «Место сие да будет Моим жребием, который дан Мне Сыном и Богом Моим! Да пребудет благодать на месте сем и на живущих здесь с верою и благоговением сохраняющим заповеди Сына и Бога Моего. Сему месту Я буду Заступница и теплая о нем Ходатаица к Богу». Здесь, начиная с IV века, не прекращается монашеская жизнь и молитва. На Святой Горе сосредоточено множество святынь: благодатные мощи величайших православных святых, древние чудотворные иконы…
О том, что это другой мир и иная жизнь, совершенно непохожая на нашу, суетную, мирскую, как и на наши мысли и устроение мышления, – все это отец Роман подчеркнул в первую очередь. Прежде всего, по его мнению, этому способствует уединение, отдаление от мира и всех тех вещественных благ, которые мир может дать, и, конечно же, подвижническая жизнь насельников афонских монастырей, которая кажется выше человеческих сил.
Свой путь на Афон паломники начали с города Уранополис (по-гречески «город Неба»). Он граничит с Афоном и в то же время частично находится на самом полуострове. За его пределами расположена стена, за которой уже начинается территория некоторых монастырей. Полуостров этот горный, покрытый лесами, плодовыми деревьями, кустарниками, виноградниками. Благоухание анисовых деревьев и других цветущих растений разливается в воздухе и напоминает запах ладана.
Продвигаться по Афону – занятие очень непростое. Прежде всего, это предполагает как хорошую физическую подготовку, так и особую экипировку: специальную спортивную обувь и лыжные палки, которые существенно облегчают подъем на крутые горы по узким, извилистым тропкам. К сожалению, такой экипировки у наших паломников не было. А так как тропинки были устланы преимущественно галькой и камнями, то тяжело было находить устойчивую позицию: нога не чувствовала прочную почву под собой. Потому передвижение проходило медленно, и путники сильно уставали, затрачивая много сил. Тем более что привыкшие к городскому ритму, предусматривающему малоактивный образ жизни, они оказались не готовыми к таким серьезным физическим нагрузкам. И, несмотря на то, что позже паломники все же обзавелись «спасительными» при подъемах палками, с которыми и покоряли все последующие вершины Святой Горы, все же восхождение продолжалось долго и забирало множество сил, попросту изнуряя странников до такой степени, что мышцы не слушались, и идти не было никаких сил.
«Шли только потому, что надо было идти», – сознается отец Роман. Поднимались на Гору (ее высота над уровнем моря составляет 2077 м) очень долго. Первая, и основная часть пути до вершины, заняла не менее 7-8 часов, пока они добрались до Панагии (по-гречески «Всесвятая») – первого храма, в котором предполагали отдохнуть, подкрепиться, поспать и набраться сил для последующего восхождения. Литургия в этом храме началась в 2 часа ночи. Ее совершала группа московских паломников, отец же Роман и отец Евгений вместе с еще одним паломником из Украины составили неплохой хор.
После Литургии они продолжили восхождение к самой уже вершине. Подъем длился около полутора часов. Подниматься было тяжело еще и потому, что на такой высоте уменьшается концентрация кислорода, что дает дополнительную нагрузку на сердце. Когда же паломники достигли вершины, перед ними открылся вид потрясающей красоты. В лучах восходящего солнца они увидели полностью всю Святую Гору Афон – такую, какой ее изображают на иконах. Лучи же восходящего солнца, с востока освещая вершину, производили треугольную тень, достигавшую прилегающий соседний полуостров. Вершину Горы Афон венчает большой железный крест с одной стороны с копьем, а с другой стороны – также с копьем, но еще и с губкой, которую смоченную уксусом, подносили к устам распятого Иисуса Христа. Этот крест был установлен монахами Пантелеймонова монастыря в 1857 году. Рядышком находилась небольшая церквушка. В это время в ней служилась Литургия, в которой участвовала группа других паломников.
После короткого отдыха наши паломники стали спускаться вниз, к монастырю святой праведной Анны, где им предложили традиционное для афонских монастырей угощение: лукум, небольшую чашку кофе, стакан воды и 30 г узо (греческая анисовая водка). На Афоне в каждом монастыре есть специальное помещение (архондарик) – комната, где паломники могут отдохнуть, перекусить, записать свои данные в специальную регистрационную книгу, после чего их определяют на ночлег.
Многое в монастырях было необычно и непривычно для наших паломников. Но более всего отца Романа поразила подвижническая и молитвенная жизнь их насельников: «Самое основное в монастырях – это, конечно же, молитва. Нет слов, чтобы описать ее силу и глубину. Очень поразили монастырский быт и устроение. Богослужения проходят строго по Уставу, как полагается. Утреня начинается ночью. Во всех монастырях по-разному: где в 3 часа ночи, где в 4, а где и в 5 часов утра. Также 1-й, 3-й и 6-й часы, а затем начинается Литургия. Когда на утрене произносятся слова: «Слава Тебе, Показавшему нам Свет!», то они совпадают с моментом восхода солнца, и это усиливает их значение и смысл. Вечерня начинается в 4-5 часов вечера. Длится, как и у нас, полтора часа. Потом трапеза, а после – повечерье. Приблизительно с 9-10 часов вечера у монахов свободное время до ночной службы». Особенно отцу Роману запомнились службы в сербском, болгарском и, конечно же, в русском монастырях, где все звучало на славянском языке, и можно было более активно участвовать в богослужении и общей молитве. Эти богослужения, церковное пение, неспешное чтение и вдумчивое, осмысленное произнесение каждой молитвы, каждого слова произвели на всех паломников глубокое впечатление.
При таком ритме молитвенной жизни, поста и трудов (а монахи еще и выполняют различные послушания) братия монастырей, конечно же, устает, зачастую им не хватает времени для сна. Это обусловлено еще и тем, что кроме уставных богослужений, на которых все насельники должны присутствовать, каждый из них выполняет еще и индивидуальное молитвенное правило, так называемые сотницы с поясными и земными поклонами. «Когда я это услышал, – делится отец Роман, – я подумал, что это подвиг свыше человеческих сил. Правда, жизнь на полуострове, чистейший воздух, горные подъемы, постоянная физическая нагрузка способствуют укреплению тела и всего организма. Через несколько дней и мы почувствовали, что окрепли, мышцы стали привычнее к нагрузкам и уже не так уставали. И вообще я сделал вывод, что при таком режиме жизни: подвигов в молитве, послушании и посте, которое царит в каждом монастыре Святой Горы Афон, нельзя не стать святым». Понятно, что такой подвиг способны понести немногие. Из огромного количества желающих подвизаться на Афоне остаются лишь те, кому такой подвиг по силам.
Мысль о том, как человек может справляться с такой нагрузкой, не покидала паломников, не переставая их удивлять. А потому, когда представилась такая возможность, отец Роман задал этот вопрос одному из монахов, длительное время живущему на Святой Горе. Его ответ поразил батюшку. «Нужно просто сильно любить Бога, – сказал монах, – чтобы иметь силы это понести». «Я был поражен, – говорит отец Роман, – ходом мышления этого человека. Получается, что за нашими благочестивыми поступками зачастую стоит страх перед Богом, страх наказания за грехи. И по итогу нами движет эгоизм и «шкурные» интересы – только бы спастись, избавиться от мучений. А есть, оказывается, люди, в основе поступков которых лежит не забота о себе и своей участи, а уже исключительно любовь к Богу».
Порой, чтобы получить полезный опыт, не обязательно было даже говорить с монахом. Достаточно, просто идти рядом и наблюдать за его поступками и реакциями на те или иные вещи. Это серьезное отношение к богослужениям, эта неспешность и основательность во всем: в ритме жизни, в молитве, в чтении и даже в пении – все это очень импонировало душевному складу и настроению отца Романа. Сразу чувствовалось, что люди обдуманно сделали свой выбор, и, зная, для чего пришли подвизаться на Афон, проживали богослужение, вдумываясь и вслушиваясь в каждое слово. Так что он с радостью окунулся в эту благодатную атмосферу.
Также паломники побывали в пещере, где подвизался прп. Антоний Печерский, а также в Карее (место, где дважды в год собираются настоятели всех 20 монастырей для принятия важных решений).
Что же касается внешнего убранства храмов и монастырей, то благолепие, древность и старина – это то, что их объединяет и сразу бросается в глаза. Особенно это касается нашего русского монастыря, пользующегося покровительством многих жертвователей и меценатов. Везде старинные росписи (XII-XV вв.), древние иконы, множество из которых имеют историю как минимум в 100 лет и, конечно же, мощи великих православных святых.
На Афоне существует такой обычай, что кости и черепа умерших монахов хранятся отдельно друг от друга. Паломники видели костницу, где хранятся останки насельников афонских монастырей. По цвету черепов определяют угодность человека Богу: темно-желтый цвет свидетельствует о том, что усопший – великий угодник Божий, белый – человек угодил Богу и спасся, темный или черный означает, что за него нужно еще молиться.
На Святой Горе действует строгий Устав, одно из положений которого гласит, что Афон могут посещать только мужчины, которым для посещения необходимо получить диамонити́рион (по-гречески διαμονητήριον) – специальное письменное разрешение на посещение Святой Горы Афон, обязательное для всех гостей. Без этого документа нельзя войти в монастырь и тем более устроиться в нем на ночлег. Согласно статье 186-ой Устава и в соответствии с древним обычаем, женщины на территорию Святой Горы не допускаются. За нарушение этого правила предусмотрена уголовная ответственность: 8-12 месяцев лишения свободы. Но для любого верующего человека понятно, что административное наказание – лишь внешняя, менее существенная, сторона, и нарушительниц этого правила ожидает гораздо более серьезное и весомое наказание, от которого невозможно уйти или укрыться.
Тем не менее, женщины все же могут увидеть Афон с палубы парома, на котором можно совершить такое паломничество вокруг Святой Горы. Паром не подходит близко к берегу, сохраняя расстояние приблизительно 200-300 м от суши. Паломницам показывают монастыри, рассказывают их историю, а также специально доставляют на паром частички мощей великих святых, пояс Богородицы, к которым можно с молитвой и благоговением приложиться.
Слушая удивительный по своему наполнению рассказ отца Романа о паломничестве на Афон, почему-то очень ярко и явственно представляются и густо укрытые лесами и зеленью склоны гор, и благоухание аниса, и узкие тропки, и непроходимые, заброшенные места, где удивительным образом ютятся одинокие кельи и общежительные монастыри.
Конечно же, невозможно представить все те трудности пути, с которыми пришлось столкнуться нашим паломникам, как, наверное, и те удивительные ощущения, которые им довелось пережить. Но как-то теплеет на душе от сознания того, что есть на земле такой удивительный – не от мира сего – уголок, земля, по которой ступала нога Самой Богородицы, место, где подвизалось множество великих святых, горы, на которых звучит непрестанно и никогда не иссякает молитва. Там постоянно в молитве возносятся к Богу множество человеческих сердец, то все вместе, возгораясь пламенем общих молений (во время уставных богослужений), то раздельно, теплясь, словно одинокая лучинка, в своем личном предстоянии Богу. А потому весь Афон и представляется неугасимой свечой – живой пульсирующей молитвой. И пусть во вселенском масштабе это лишь одна маленькая точка, утопающая в зелени лесов и окруженная солеными водами Эгейского моря, перед Богом она больше и весомей всего земного шара. И, возможно, благодаря пламени этих молитв еще держится, греется и все же спасается наш мир. Это молятся паломники и послушники, это молятся монахи обо всем мире, о нас.
Мы же, искренне благодаря нашего настоятеля за эти молитвы, желаем ему Божьей помощи в духовном возрастании и возможности еще не раз посетить Святую Гору, паломничество на которую оставило такой глубокий след в его душе.
Подготовила Елена Киселева
Фотоотчет