Радуйся, Русь православная!
Русь Святая! Храни веру православную, в ней же тебе утверждение!
В дни празднования 1025-летия Крещения Руси мы также вспоминаем великих пастырей прошлого столетия, внесших особый вклад в дело просвещения народа Божия и спасения многих душ непросвещенных. Непросвещенных по разным причинам, главной из которых является навязывание безбожной идеологии коммунистического режима, отрицающего существования Бога и Его призыва стремиться к духовному совершенствованию, без которого невозможно попасть в Царство Небесное.
Мы вспоминаем пастырей, которые не смогли бы принести благого плода в великом деле – деле распространения Благой Вести, если бы им не сопутствовала в этом всесильная помощь Божия, скрывающаяся в немощи человеческой.
Одним из таких просветителей является архиепископ Брянский Антоний (Михайловский; 1889-1976), живший в период великого отступления от веры в Бога на нашей земле; истинный христианский философ, автор Акафиста Божией Матери именуемой «Афонской».
«Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (Лк. 12:2).
В биографии архиепископа Антония есть много неточностей, так называемых, темных пятен. Дело в том, что ему привелось отбывать 25 лет своей жизни на каторгах и после скрываться от властей. Более подробную информацию о биографии архиепископа Антония можно прочитать в предисловии книги «День за днем. Дневник православного священника» (ЗАО «Книга», г. Ростов-на-Дону, 2009 г.).
А сейчас, уважаемый читатель, предоставляем Вашему вниманию несколько наставлений и размышлений архиепископа Брянского Антония, которые актуальны для носителей истинной веры и в наши дни.
ВЗОЙДИ КО ГОСПОДУ
«И Моисею сказал Он: взойди ко Господу ты и Аарон» (Исх. 24:1)
«Возвожу очи мои к горам», – говорит Псалмопевец. Это точно ответ на призыв: «Взойди ко Господу». А за очами пусть поднимаются душа и жизнь к Нему, ухватившись за руку Божию, которая простирается вниз, чтобы поднять и приблизить.
Невозможно самому освободиться от греха и гнетущей плоти, взобраться к Небу по крутизне искушений и соблазна. Но рука об руку с Тем, Который открыл и проложил дорогу, душа устремится вверх, и то, что раньше служило ей преткновением и поводом к падению, станет ступенями восхождения. Грех и плоть попираются, побеждаются, и шаг за шагом мы простираемся вперед и вверх. Иакову жизнь представилась в виде лестницы, по которой спускались и поднимались Ангелы; наша жизнь – тоже лестница, на нижнюю ступень которой снизошел Сын Божий для того, чтобы поднять и привести нас к Богу, иной раз и тернистой тропой, но благословенной, потому что на ней – Его следы.
Ближе Господь к Тебе,
Ближе к Тебе,
Хотя бы крестом пришлось
Подняться мне!
Один умирающий ребенок жалобно просил: «Поднимите меня выше, выше!» Отец взял его на руки и приподнял его высоко, но дитя продолжало просить обрывающимся голосом до последнего вздоха: «Выше, выше!» Скоро Господь принял его к Себе, из дрожащих рук земного отца в любящие объятия Отца Небесного. На могиле рядом с именем ребенка начертали слова: «ПОДНЯТ ВЫШЕ!»
Господь зовет нас всех к Себе, выше, ближе к Нему, и хочет поднять нас от земного к Небесному.
ИЩИ МИРА
«Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5:15)
Угрызать! Съедать! Какие сильные выражения! Но не слишком сильные, когда мы смотрим на действительность. Какой напор злобы и зла со всех сторон! И как пагубно действует оно на души свежие, молодые, еще не изведавшие горечь и неумолимость людских суждений! Когда-нибудь откроются перед нами плоды нашей земной вражды, и мы ужаснемся. Бог хочет миротворцев, а мы ссоримся! Бог хочет созидателей, а мы разрушаем! Бог хочет милосердных самарян, которые бы израненного пожалели, подняли и перевязали; а мы над ранами греха, и своими и чужими, часто смеемся, или осуждаем немилосердно в ближнем то, что оправдываем в себе. Если же такое озлобление проявляется между верующими, если люди относятся с горечью, с недружелюбием друг к другу по каким-нибудь личным причинам или по узости своих взглядов, то какой это позор на имя Христа, пришедшего соединить в Себе и дальних, и ближних, и усмирить Крестом Своим всякую вражду!
Итак, пусть высшее подавит низшее. Пусть любовь, которую Один Бог может дать, победит все восстающее против этой любви. Пусть послушание этим словам – «ищи мира и стремись к нему» (1 Петр. 3:11) – восторжествует над всеми раздорами, которые отравляют жизнь и сердце. И если мы – искренние христиане, то пусть опасение огорчить Христа заглушит в нас все личные обиды и побудит нас словом, делом и помышлением прославлять Его святое имя.
НЕ ОТРЫВАЙСЯ ОТ КОРНЕЙ
«Писать вам о том же – для меня не тягость, а для вас – назидательно» (Флп. 3:1)
Апостол Павел не тяготился повторением одних и тех же наставлений, уверенный, что это повторение полезно для тех, к кому оно обращено.
В мире не раз приходилось нам слышать жалобы на то, что в проповедях нам повторяют все одно и то же. Но неужели можно допустить, чтобы проповедники, ради новизны, упускали единое на потребу, единое неизменное и вечное?
Истина едина, как Един Бог и едино Искупление. Вот почему для христианина не может быть тягостным читать и перечитывать Слово Божие. При постоянном чтении Священного Писания его будет поражать то, что сначала прошло незамеченным. Наша неохота перечитывать одно и то же не есть ли признак нашего равнодушия и поверхностного отношения к той истине, которая возвещает нам о нашем спасении и обещает вечное блаженство? За желанием новизны обыкновенно следует блуждание по собственным путям.
Человек отрывается от вековых корней, и его бросает во все стороны. Он очень скоро сбивается с дороги, и не находя почвы, или предается все большему легкомыслию и пустоте, или
разочаровывается во всем и предается горечи. Один путь Божий проложен был для человека от начала времен, тот путь, на котором сосредоточены все Его благословения, который протекает с Ним и ведет прямо к Нему. Это путь старый, а вместе с тем всегда «новый и живой» (Евр. 10:19). Это путь твердый, потому что основание его, от начала до конца, есть Слово Божие; вместе с тем это путь, на котором встречаются самые разнообразные опыты, чудные открытия, живые источники, неугасающий свет. Найти его легко, надо только попасть в ту дверь, от которой он исходит. Иисус сказал: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10:9).
ДВОЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ
«Народы эти чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их, и дети детей их, как поступали отцы их, так и они поступают до сего дня» (4 Цар. 17:41)
Потомство этих народов размножилось до легиона: на каждом шагу встречаем мы подобных им, «служащих Богу и мамоне» (Мф. 6:24), «хромающих на оба колена» (3 Цар. 18:21), «ни холодных, ни горячих» (Откр. 3:15), или, выражаясь обыкновенным слогом, готовых угодить и нашим и вашим.
Вот в чем заключается грех «народов этих»: не придерживаясь ни той, ни другой стороны, они служат одновременно Богу и мамоне, а в сущности, извлекают из того и другого лишь выгоду для самих себя.
Невозможно отдать себя наполовину Богу и наполовину вражьей силе, которая так искусно овладевает людьми; невозможно только изредка придерживаться слова Божия и лишь отчасти иметь в нем основу своей жизни, и, вместе с тем, ставить мерилом своих действий и решений – «дух мира сего».
Господи, неужели я скажу Тебе, когда Ты зовешь меня: «Приди позднее, я не готов?» Неужели я заглушу то, что Ты сейчас хочешь мне сказать, и обращусь к Тебе лишь тогда, когда я покончу с миром? Могу ли я безнаказанно делить надвое свою жизнь, свое сердце, свои стремления и отдавать Тебе лишь часть всего этого? Колеблясь между двумя путями, я живу той двойственной жизнью, которая так опасна, не осознавая, что Бог в сердце может занять только первое место или никакого.
А дети чему научатся от шатких родителей? К чему все наставления, страдания, угрозы, когда в жизни родителей не видно твердого начала, того Божественного авторитета, которому, если подчинились бы родители, то покорились бы и дети. «Дети, храните себя от идолов. Аминь» (1 Ин. 5:21).
О ПОЛЬЗЕ ИПЫТАНИЙ
«Думаю, что нынешнее, временное страдание ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18)
Когда мы достигнем места упокоения, и нам дано будет «познать, подобно, как мы познаны» (1 Кор. 13:12), тогда, бросая взгляд на всю прошедшую нашу жизнь, мы увидим связь между перенесенными испытаниями и достигнутой ими целью. Тогда мы будем всею душою благодарить Господа, возлюбившего нас настолько, чтобы не пощадить нас, когда в нашем неведении мы о том просили. Мы постигнем тогда, что Он, действительно, «расплавил и испытал» (Иерем. 9:7; Петр. 4:12) в огненном искушении избранных Своих, чтобы очистить их и обратить к Себе. То, что всегоболее огорчило нас в жизни, произвело в нас, быть может, внутренний переворот. Который спас нас от опасности, грозившей нашей душе. Придет время, когда мы будем благословлять то испытание, которое заставило нас пролить много слез, и скажем, подобно Давиду: «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс.118:71).
То, что мы считали несчастьем, превратится для нас во благо, и та слава, которая откроется, заставит забыть все перенесенные страдания. Но не забудем, что апостол Павел сказал эти слова, когда еще был на земле, среди окружающей его скорби и тесноты. Он предчувствовал, предвкушал Небесную славу, потому что среди самого огненного горнила «смотрел не на видимое, которое временно, но на невидимое, которое вечно» (2 Кор. 4:18).
Дай, Бог, и нам жить «верою истинною», и с «терпением упования» проходить земной путь, измеряя любовь Божию не своими опытами, а Крестом Иисуса Христа!
Епископ Брянский Антоний закончил свой жизненный путь на святой земле Киевской Руси. Тело его покоится на старом кладбище небольшого городка Буча в Киевской области (близ станции «Лесная Буча»). Каждый понедельник в 10:00 на его могилке собираются паломники, и служится панихида иеромонахами Киево-Печерской Лавры. Духовные дети и паломники здесь всегда находят душевное успокоение молитвами и помощью владыки Антония, который еще при жизни земной сподобился от Бога духовных даров.
Подготовила Наталья Миненкова