Слово настоятеля на престольный праздник
«Святии Адриане и Наталие, о нас ко Господу молитеся, да веру непорочну соблюдем, супрузем во единомыслии соблюстися, юным вашей ревности подражати. Презрев бо свою юность, к жизни вечней устремистеся, да лучшее улучивше в Небеснем жительстве, всех ко блаженству нескончаемому зовете. О святии, днесь Вашу память совершающих, сподобите вечнаго блаженства, моляще о душах наших». (стихира по 50-м псалме)
Снова сентябрь, и на пороге наш храмовый праздник — день памяти свв. мчч. Адриана и Наталии. В нашем современном обществе так мало сейчас говорят о полноценных семьях, о заботливых мужьях, о верных любящих женах, долгом и честью для которых является любовь друг к другу, а не легкомысленное отношение к противоположному полу, что порой приводит к крушению семьи. И как пример истинно–христианской, а значит жертвенной любви, Святая Церковь приводит ежегодную память — подвиг празднуемых святых. Многим читающим житие наших святых порой кажется, по меньшей мере, непонятным, — как может истинно любящая жена содействовать скорейшей смерти своего супруга, тем более в юном возрасте, когда только и начинается новая, супружеская жизнь?! Принимая также во внимание и тот факт, что Адриан и Наталия только год прожили вместе. Такие и подобные сомнения возникают, когда мы смотрим на духовные вещи, земными, душевными очима.
Я уверен, что тот, кто хоть немного прожил, прочувствовал, увидел, «вкусил», «как благ Господь», совсем не будет задавать подобных вопросов и высказывать мнения о неправильности поступка св. Наталии. Каждый, проживший на земле хотя бы как минимум три десятка лет (многие и раньше начинают серьезнее задумываться о будущей жизни — например, многие святые (прп. Феодосий Печерский) в юности познали суету мира, отказавшись от его утех и призрачных благ), замечает как скоротечно время, и куда оно нас стремительно несет, а раз земная наша жизнь с ее подвигами, падениями, страданиями должна закончиться, то и вывод сам собою напрашивается о ненужности за нее так уж хвататься всеми силами, прогоняя от себя мысли о памяти смертной и о будущем воздаянии после этой земной жизни.
Так вот, более чем очевидно, что Наталия так и рассуждала о скоротечности земного бытия, где не может быть постоянного земного счастья, и о том, что одна из целей супругов — вместе достичь Царствия Небесного. (Прообразом этого воздаяния за благочестивую совместную жизнь и служит одевание во время Венчания венцов, — символ победы над страстями как в сей, так и прообраз наград в будущей жизни). Да, бесспорно тяжело переживать утрату супруга или супруги, одиночество не под силу многим, но тут не надо забывать, что многие подвижники уже прожили такую жизнь, показав возможность, и нам (если будем благоразумны) исполнить такой подвиг и получить от Бога похвалу, как «благоразумному и мудрому рабу» (Мф. 24:45). А о той любви Бога нашего к страдальцам–подвижникам (вопиющим к Нему день и ночь) не нужно много и распространяться, приведу только несколько цитат:
«Радуйтесь, Небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих.» А Сион говорил: «Оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!»
«Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя». (Ис. 49:13–15)
«Бог ли не защитит избранных Своих… Хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18:7)
Одной из целей празднования памяти святых является постоянное, ежедневное нравственное назидание нам, взирающим на Подвигоположника нашего Бога — чтобы, каждый раз перечитывая подвиги святых, мы снова и снова взгревали свою любовь к Богу и ближнему.
Посему, дай, Боже, и нам соделаться причастниками того мужества в вере, которое показали святые мученики Адриан и Наталия! Аминь!
Протоиерей Роман Матюшенко