Слово о памяти смертной
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Братия и сестры, каждый из нас знает, что умрет, но немногие это держат в памяти. За заботой века сего многие забывают о том, что непременно будет конец этой земной и многострадальной жизни, за которой начнется новое— блаженнейшее, вожделеннейшее истинными христианами—бытие. Бытие в общении с Источником всяких истинных благ и в общении с ангелами и со святыми!
Что может быть прекраснее общества, где действительно не будет зависти и злобы, где не будет искушений ко злу, где будет одно добро - как внутри (сподобившихся Царства Небесного), так и вовне?! Здесь не будет воровства, осуждения, убийства, ненависти… И самое главное - это будет бесконечная блаженная жизнь. Церковь, таким образом, не перестает нам говорить словами премудрого: "Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь " ( Сирах. 7:39).
Но многие ли из нас действительно серьезно относятся к памяти о смерти? Некоторые совсем гонят от себя эту мысль, думая, что это случится когда-нибудь позже, и может быть не с нами, а может, мы и успеем достойно подготовиться к переходу в иной мир, а может, кто нас предупредит и скажет нам час смерти… И, таким образом, мы иногда забываем о том, что внезапно Судия* для таких беспечных приидет и судить будет, в чем застанет (а не по тем добродетелям, которые у нас когда-то были, а сейчас нет). Конечно же, суд будет праведным и милостивым, и награда будет большей, чем та, которую мы заслужили, но все же суд будет праведным, по делам каждого, и это тоже надо помнить.По моему глубокому убеждению, если мы живо представим картину предстоящей, например, в ближайшее время нашей смерти, то уверен: каждый совсем по-другому будет жить это последнее земное время, и вмиг отстанет от страстей, грехов, мучивших нас и державших нас в повиновении. Окажутся сразу ненужными некоторые вещи, события, обстоятельства, вводившие нас в грех, словом, сразу отпадет много забот, дел и появится много времени на богоугождение, добродетели.
Кто был смертельно болен, кто был на грани жизни и смерти, кто мог представлять смерть пред собой стоящую, насколько ему позволяло его духовное развитие, думаю, быстрее согласится с этими словами.
И пусть чтущие эти строки не думают о том, будто бы наша вера может ввести человека в отчаяние, пусть не приходят на ум унылые, печальные мысли, наводящие ужас от предстоящего, нет! Не таково должно быть у нас устроение сердечное! С апостолом Павлом мы должны восклицать: "Влечет меня …, имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше" ( Флп. 1:23), а это "разрешиться " (имеют в виду под сим словом смерть, переход от сей жизни в будущую) наступит тогда, когда Бог увидит душу готовой для Небесного жительства и по Своему человеколюбию отпустит нам столько лет земной жизни, сколько надо каждому из нас для того, чтобы мы достигли наивысшего совершенства в добродетели.
Поэтому дай Бог нам всем во всякое время желать скорейшего избавления от сего тела смерти и от сей, в основном, скорбной земной жизни, как пишет псалмопевец Давид : "Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и многие из них - труд и болезнь" (Пс. 89:10).
" Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно " (Лк.21:34). Аминь.
Настоятель храма протоиерей Роман Матюшенко