Современно ли христианство: вопрос духовности и культуры
Вопрос взаимоотношения Церкви и современного общества весьма важен и интересен. Для чего Церковь нужна обществу и что она может предложить современному человеку? А предлагает она сейчас то же, что и без малого две тысячи лет тому назад: «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8;32). Именно Христианство приносит в мир правильное понимание Истины: истина - это не некое отвлеченное понятие, которое, согласно Хайдеггеру, является откровенностью бытия.
Истина – это, в первую очередь, Сам Господь, Который говорит о Себе, что Он есть путь, истина и жизнь (Ин.14;6), и поэтому любое стремление к истине, на самом деле, является стремлением ко Христу. Однажды С.Вейль сказала: «если человек стремится к Истине, то даже и, убегая от Христа, он на самом деле идет к Нему». Бог всегда идет навстречу человеку, вот только человек постоянно пытается скрыться от Бога. Наглядный этому пример – вся история Ветхого Завета. На известной фреске Микеланджело «Сотворение Адама», Бог протягивает первому человеку Свою руку. Как сказал блаженный Августин: «Бог хочет дать нам нечто, но не может, потому что наши руки полны – и Ему некуда это положить». Человек забывает (или просто не хочет об этом думать), что рука, протянутая к Богу, никогда не останется пустой. Зачастую человек, удаляясь от Бога, пытается подменить в себе желание и стремление к Нему неким суррогатом, влечением к красоте земной, благодаря которому в той или иной мере заглушается влечение к подлинной красоте – красоте духовной, способной, по словам Достоевского, спасти мир. Известный богослов ХХ века протоиерей Георгий Флоровский задает вопрос: нужна ли человеку культура и возможен ли интерес к ней со стороны тех, кто «знает Бога Живого»? Сам отец Георгий говорит, что культура – это, прежде всего, продукт человеческого творчества, то есть исполнение Божьего благословения, данного человеку еще в Раю. Культура призвана взрастить, сформировать человека. Развивая и усовершенствуя культуру, развивается и сам человек. Однако высокоразвитая цивилизация часто бывает враждебной творческому началу в отдельном человеке. Культура, на самом деле, не обладает какой-то своей собственной внутренней ценностью. Поэтому она и не может рассматриваться как высшая и конечная цель человека. Культура — это процесс, который может продолжаться лишь при постоянном духовном усилии, а не только благодаря инерции. Христианство никогда не отрицало культуру, ведь участие в культурном процессе - неотъемлемая часть человеческого существования. Но, к сожалению, человек не всегда использует данный ему Богом дар творчества во благо и, как следствие, происходит появление антикультуры, культуры со знаком «минус», несущей в себе лишь деградацию. Поэтому Церковь, основанная для спасения этого мира, напоминает каждому человеку, что любое проявление его творчества, любая культура, является лишь путеводителем к той цели, для которой он создан.
Важной проблемой, возникающей во взаимоотношениях человека и культуры, является то, что мы с вами не ощущаем себя творцами культуры и не видим своей роли в процессах культуротворчества. Важно осознавать каждому из нас, что культура не возникает сама по себе, ее создает каждый из нас по-своему. Конечно же, процессы, производимые группой людей заметнее, но и группа – ничто без деятельности конкретного человека.
Духовность и культура - это два аспекта одного сущностного процесса: духовность - это факт субъективного восприятия человека, а культура - это проявление духовности для других. В этом смысле становится очевидной неразрывная связь культуры с религией. Культура развивается под непосредственным воздействием религиозного вдохновения, то есть является «сакральной»; в общественном бытии она выражается религиозным искусством, богословием и особым, «духовным», образом жизни. Будучи плодом человеческой деятельности, культура возникает как следствие веры человека в объективность Истины, Блага, Красоты. Для христианина понятно, что здесь речь может идти лишь о Боге, Который есть Истина и Любовь, и потому истинная культура всегда есть результат веры человека в Бога, его преклонения перед Ним, служения Ему и познания Его. И поэтому, приобщаясь к культуре, человек становится человеком. Однако каждый человек должен сам для себя сделать непростой выбор, о котором в свое время писал русский философ И.А. Ильин: «…в первые века нередко думали, что надо принять Христа и отвергнуть мир. "Цивилизованное" человечество наших дней - принимает мир и отвергает Христа... Верный же исход в том, чтобы принять мир вследствие приятия Христа и на этом построить христианскую культуру; чтобы, исходя из духа Христова - благословить, осмыслить и творчески преобразить мир».
Автор М. А.