Святая великомученица Варвара
Святая великомученица Варвара - покровительница киевлян и о всем православном мире молитвенница
День памяти святой великомученицы Варвары православный мир отмечает 17 декабря.
Она родилась и провела свою недолгую жизнь в городе Илиополе (нынешняя Сирия) при императоре Максимиане (305-311 гг.). Там же святая приняла и мученическую кончину, пострадав за Христа. Но в духовном мире нет чужих стран, границ и временных расстояний. Святую великомученицу Варвару мы считаем своей святой. Ее чудотворные мощи, источающие исцеления, находятся во святом граде Киеве и издавна почитаются на Руси набожным людом. Святая Варвара – одна из самых любимых в народе святых. Вот уж много веков к раке с ее мощами стекаются люди, и верят, и знают, что она – скорая помощница всем, с верой и искренней молитвой к ней притекающим.
Святая Варвара была совсем юной девушкой, жившей на рубеже III и IV веков в Малой Азии, но история ее настолько поразительна, что не забылась и спустя столетия, ее знают во всех уголках христианского мира. Необыкновенно красивая, не нуждавшаяся ни в чем, Варвара была дочерью богатого и знатного человека в Илиополе Финикийском – ярого язычника Диоскора, но, узнав о Христе, приняла Его учение всем сердцем и с легкостью сумела пренебречь всеми благами мира ради того, чтобы быть достойной призвания христианки.
Рано овдовев, Диоскор сосредоточил всю силу душевной привязанности на своей единственной дочери. Видя необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил воспитать ее, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где, кроме Варвары, пребывали только ее языческие учителя. С башни открывался чудесный вид горнего и дольнего мира Божиего. Любуясь открывающейся ее взору красотой, девушка стала задаваться вопросами о Творце этого мудро устроенного, гармоничного и прекрасного мира, которыми не могли быть языческие боги, сами созданные рукой человека. Желание познать истинного Бога так захватило душу Варвары, что она решила посвятить этому жизнь и провести ее в девстве.
А слава о ее красоте распространилась в городе, и многие домогались ее руки, но она, несмотря на ласковые уговоры отца, отказывалась от брака. Варвара предупредила отца, что его настойчивость может окончиться трагически и разлучить их навсегда. Диоскор решил, что характер дочери изменился от замкнутой жизни. Он позволил ей выходить из башни и дал полную свободу в выборе друзей и знакомых. Девушка встретила в городе юных исповедниц веры Христовой, и они раскрыли ей учение о Творце мира, о Троице, о Божественном Логосе. Через некоторое время, Промыслом Божиим, в Илиополь приехал из Александрии под видом купца священник. Он совершил над Варварой Таинство Крещения.
В то время при доме Диоскора строилась роскошная баня. По приказу хозяина рабочие готовились сделать в ней два окна на южную сторону. Но Варвара, пользуясь отсутствием отца, упросила их сделать третье окно, во образ Троичного Света. Над входом в купальню Варвара начертала крест, который прочно запечатлелся на камне. На каменных ступенях бани остался след ее ноги, из которого забил источник, явивший впоследствии великую целебную силу, которую Симеон Метафраст, описывая страдания святой мученицы, сравнивает с животворной силой струй Иордана и источника Силоамского. Когда Диоскор вернулся и выразил недовольство нарушением плана постройки, дочь рассказала ему о познанном ею Триедином Боге, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам. Диоскор пришел в ярость, жестоко избил дочь, а затем заключил ее под стражу и долго морил голодом. Наконец он предал ее правителю города Мартиану. За отказ отречься от евангельского учения и принести поклонение ложным богам, Варвару подвергли жесточайшим пыткам, не пощадив ни возраста, ни девичьей нежности. Ей пришлось выдержать такие истязания, какие мог бы вынести не всякий мужчина. Девушку избивали воловьими жилами, жгли ее тело огнем, строгали железными когтями, сорвав с нее одежды, влачили обнаженной по городу…
Видя мужество святой и сочувствуя ее мученичеству, христианка Иулиания также пожелала пострадать за Христа. После тяжких пыток и истязаний святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь мучителей – Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией.
В человеческом сознании не укладывается и кажется нереальным и неправдоподобным, что главным гонителем и истязателем Варвары стал самый близкий для нее человек – некогда любящий и заботливый отец. В наставлениях нашего современника – известного афонского старца Иосифа Ватопедского – есть одно наблюдение, позволяющее глубже понять историю этой святой и ту страшную метаморфозу, которой подверглась естественная родительская привязанность: «Когда нет воздержания и любви духовной, от чувств рождаются страсти». Ведь отец любил свою дочь больше всего на свете, заботился о ней, берег и помышлял о выборе для нее достойного жениха, однако непреодолимой преградой стал вопрос о вере. Неосвященное истинной любовью, любовью во Христе, чувство отца Варвары буквально распалось под действием страстей и заблуждений. Теплота обратилась в безудержную ненависть, родительское попечение – в неумеренное властолюбие, ласка – в неистовое преследование. Ее же чувство, укрепляемое верой и любовью к Господу, напротив, возросло стремительно, набрало силу и простерлось до вершин христианского подвига – до готовности отдать жизнь за Того, Кто был воплощенной Любовью. Под пытками она страшилась уже не боли, а только отступления от Истины, и Господь придал ей силы. Едва повзрослевшая девочка проявила в земной битве со злом столько же мужества, сколько закаленные в походах римские легионеры, принимавшие христианство и предпочитавшие смерть участию в языческих культах.
В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. Как гласит православное предание, в 1108 году царевна Варвара, дочь византийского императора Алексея Комнина, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перед отъездом в Киевскую Русь попросила в дар у своего отца целебные мощи святой Варвары. Муж ее, великий князь Святополк Изяславич (в крещении – Михаил), выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там целебные мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь. Во время нашествия Батыя мощи были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место. В начале XVIII века Киевским Митрополитом Иоасафом (Кроковским) был составлен Акафист святой великомученице Варваре.
Киевское предание гласит, что мощи святой Варвары спасают от болезней и напастей. Историк Сементовский писал, что в 1710 году одной только Михайловской Златоверхой обители, где почивают чудотворные мощи святой великомученицы Варвары, не коснулась губительная язва, и ни один из живущих в ней братьев не умер, невзирая на то, что святая обитель была отверста для всех, притекавших на поклонение святым мощам великомученицы. То же самое повторялось в 1770, 1830, 1848, 1853 и 1855 годах, когда свирепствовала губительная холера. Историк приводит примеры того, что целительная сила мощей святой Варвары простиралась далеко за пределы монастырских стен. Достаточно было во время эпидемии вынести нетленные останки святой за ворота и обнести вокруг обители, как язва каждый раз по обнесении умалялась во всем городе.
Мощи великомученицы Варвары были привезены в Киев без левой руки, которая долгое время оставалась в Греции. В XVII веке руку великомученицы доставили в тогдашнюю Польшу и положили в братской Воздвиженской церкви Луцка. И там эти святые мощи также просияли огромной целительной силой. В одной из своих проповедей архиепископ Лазарь Баранович рассказывал киевлянам: «И я, одержимый тяжкою болезнью, не искал иного врача, кроме помощи от святых мощей великомученицы Варвары, и когда с верою испил воды, коею омочена была рука великомученицы, чаша сей воды была мне во спасение».
Высоко почитали святую великомученицу Варвару и бедные, малоимущие люди, которым она всегда подавала помощь в нуждах и бедах, и многие титулованные и власть имущие лица. Так, гетман Иван Мазепа также глубоко чтил великомученицу и даже построил для ее мощей великолепную серебряную раку и помост, обложенный покрытыми позолотой серебряными «досками». А известная графиня-схимница Анна Орлова-Чесменская воздвигла новую гробницу с рельефными изображениями (на это пошло девять пудов серебра) и серебряным балдахином весом в 14 пудов. Гробницу окружали 48 литых позолоченных ангелов работы петербургского мастера Андреева. После «изъятия ценностей» из киевских церквей в 20-х годах прошлого века от былого великолепия Михайловского собора не осталось и следа. А в годы «социалистической реконструкции» (то есть полнейшего разорения киевской старины) пришел конец и самой обители – ее взорвали. Но, сооруженное руками великокняжеских мастеров, здание величественного собора удалось взорвать лишь с третьего раза. Мощи великомученицы Варвары тогда удалось спасти, и после разрушения Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах они и по сей день хранятся во Владимирском соборе в Киеве.
Обращаются к святой заступнице с любой скорбью и сердечным прошением. Издавна возводят к ней молитвы о сохранении от внезапной смерти, прошения о сподоблении исповедания грехов и причащения Святых Христовых Тайн перед кончиной, чающие семейного счастья обращаются к ней за молитвенной помощью в обретении супружества. Как и всякий святой, великомученица Варвара скоро слышит молитвы и возносит их к Престолу Господню за всех, кто в чистоте сердца испрашивает полезное для своей души и благо для ближних.
Кондак 1
Избранной Богом от идолослужительнаго рода и призванной во язык свят, в люди обновления, невесте Христове, яко избавляющиися тобою от различных зол и обстояний, благодарственная пения и хваления восписуем ти молитвенницы твои, святая и всехвальная великомученице: ты же, имущи дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да с радостию зовем ти: Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.
Автор статьи: Елена Киселева