Воскресная школа нашего храма
Уже 12 лет действует детская воскресная школа при храме свв. мчч. Адриана и Наталии. Каждое воскресенье на занятия в школу приходят около 80 детей от 3 до 16 лет, которые распределены по группам в соответствии с возрастом: младшая группа – дошкольники, средняя – ученики младших классов, старшая – ученики средних и старших классов.
Православные педагоги учат детей Закону Божьему, христианской морали, хоровому пению, знакомят ребят с Новым и Ветхим Заветом, преподают основы православной веры, проводят беседы о житиях святых, на творческих занятиях дети рисуют, делают своими руками разные интересные поделки и многое другое.
В соответствии с возрастом для каждой группы подобраны программы обучения. В младшей и средней группах уроки построены более в игровой форме, объем учебного материала минимальный и включает элементарные знания о Боге, вере и Церкви, на уроках используются видеозаписи: познавательные мультфильмы и фильмы, творческие задания: дети делают поделки из бумаги, пластилина, природных материалов. Ребята в старшей группе ведут тетради, углубленно изучают богословские предметы. Кроме теоретических занятий по богословию, воспитанники посещают занятия по церковному пению, есть Петриковская роспись, резьба по дереву, каждую субботу проводятся беседы с молодежью, организовываются поездки в монастыри и святые места.
Традиционный урок в воскресной школе проходит по такой схеме: обязательно перед занятием – совместная молитва, и чаепитие с угощениями, далее – повторение предыдущего материала, вторая часть урока посвящена творчеству: рисование, изготовление поделок, которые отражают тему и ключевую истину урока, и для закрепления изученного материала преподаватели задают домашнее задание. Занятие заканчивается также совместной молитвой.
В воскресной школе проводятся интересные занятия, есть возможность общения, благоприятная атмосфера. Прекрасные преподаватели, имеющие богословское образование и богатый житейский опыт. Это служит положительным и добрым примером для воспитанников школы.
Очень интересно проходят в воскресной школе праздники. Обязательно воспитанники школы готовят и показывают театрализованные поучительные представления, спектакли для прихожан храма.
Предназначение воскресной школы, в первую очередь, – это воцерковление детей, их духовное совершенствование. Школа призвана дать ребенку систему духовных знаний Слова Божьего, помочь стать настоящими христианами, научить детей строить правильные взаимоотношения с семьей, Церковью и внешним миром.
Община при храме – это большая дружная семья, состоящая из воцерковленных и воцерковляющихся людей. Дети, находясь на территории храма и общаясь с ними, постепенно сами входят в их число и становятся церковными людьми. Семьи воскресной школы – «костяк» общины – самые активные и ответственные. Дети находятся в атмосфере духовности, любви и доброты.
И для того, чтобы вы действительно убедились, что ваш ребенок будет в воскресной школе развиваться и творчески, и духовно – предлагаем вашему вниманию интервью преподавателей, детей, родителей, которые ответят на многие волнующие вас вопросы, поделятся своими впечатлениями и мнениями, помогут вам найти ответы на часто задаваемые вопросы.
***
Итак, знакомьтесь – преподаватель младшей группы воскресной школы Инна Анатольевна Хохлова. Она занимается с детками от 4 до 7 лет. Уже 4-й год Инна Анатольевна помогает детям стать настоящими православными христианами, учит любить и верить в Бога.
– Мы планировали, что в младшей группе будут дети от 5 до 7 лет, а на практике получилось от 4. Приходят в гости и 3-х летние, и мы делаем такой экзамен: если ребенок слушает и не мешает, тогда разрешаем приходить на занятия. Сейчас в группе – 36 детей.
– Как проходят занятия в младшей группе, и что изучаете с детьми?
– В этом году наша программа называлась – Лествица. Мы целый год рисовали лестницу, и постепенно поднимались: от сотворения мира, по Ветхому Завету, до Рождества Христова, и закончили Сошествием Святого Духа. И сегодня на занятии мы рассказывали, как пошли апостолы проповедовать Христа, насаждая семена веры по всему миру. Планируем на следующий год с этого начать. В этом году изучали Ветхий и Новый Завет. Дети благополучно освоили весь материал, и сегодня у нас был маленький экзамен. Результатом я довольна.
Перед творческой работой всегда делаем небольшую паузу – физкультуру, а если дети начинают шуметь во время творческого задания – включаю молитву, песнопения.
– Каким образом подаете материал, чтобы дети поняли и усвоили информацию?
– В этом возрасте дети еще не умеют абстрактно мыслить, анализировать. Закладываются основы, которые потом будут углубляться, по мере личностного и физиологического созревания, когда мышление изменится. Стараюсь объяснить историю христианства, почему и зачем происходили те или иные события, и как это переплетается с нашей жизнью. Использую визуальные методы: рисунки, есть замечательная серия православных мультфильмов, которые дети с радостью смотрят. Они ведут тетради, и с удовольствием берут задания домой. Но главная цель, чтобы они с этой базой смогли жить, основываясь на знаниях, полученных в воскресной школе. Творческие задания для младшей и старшей группы готовит Елена Славовна Бойко. Каждую пятницу или субботу – у нас собрание, я рассказываю от начала до конца, как будет проходить наш урок, и вместе с Еленой Славовной решаем, какое дать детям творческое задание, чтобы оно соответствовало теме, знания закрепились, и чтобы детям было всегда интересно узнавать о Боге.
– Как дома укрепить знания, полученные в воскресной школе?
– В первую очередь, это очень зависит от родителей. Им, желательно, надо не только самостоятельно изучать основы Православия, но и руководствоваться в жизни этими знаниями, чтобы об этом можно было с детьми поговорить, объяснить им, быть примером. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы родители были осведомленные, интересовались этим. В воскресной школе дети получают христианские знания, но надо, чтобы они смогли их применить и в обыденной жизни, и здесь должен ребенку помочь родитель.
Я считаю, что детей, в первую очередь, меняет Причастие святых Христовых Таин, после которого, почти все дети имеют особенный внутренний благодатный покой, умиротворение. 40 минут может идти урок, и они слушают внимательно, а ведь в таком возрасте дети обычно не высиживают долго. Дети после Причастия готовы слушать и воспринимать информацию, перед ними не нужно сильно хлопать и топать, им достаточно визуальной картинки.
Хочу пожелать всем детям на летних каникулах укрепиться духом, телом, и радостными вернуться в воскресную школу учиться дальше.
***
Рады вам представить преподавателя средней группы – Елена Юрьевна Кузян, которая вот уже 4-й год проводит занятия для детей в храме свв. мчч. Адриана и Наталии. С 1992 года занимается воскресными школами, а до этого 12 лет преподавала в школе «Основы православной культуры». Большой педагогический опыт работы помогает Елене Юрьевне найти подход к каждому ребенку. Вспоминает, как с радостью приняла предложение настоятеля храма протоиерея Романа быть преподавателем в воскресной школе.
– Если говорить, какая цель воскресной школы, я скажу так – это жизнь. Часто дети приводят родителей в храм, и постепенно в семьях меняется мировоззрение, отношения, они становятся ближе к Церкви. И мы не один раз это наблюдали. Воскресная школа, как живой организм, и живет не один год только в том случае, если она работает, как большая семья, как семейный клуб. Есть родители, которые тратят свои силы, время на воскресную школу. И обязательно есть кто-то, кто помогает, и если бы не было помощников, наверное, школа не была такой, как сейчас. И главное – это дружный коллектив преподавателей, родителей и детей, благодаря этому воскресная школа живая. Есть очень хорошие семьи, которые всегда всей душой поддерживают, готовы помочь и праздник организовать, поездки, и выступления, они – наша опора. И всегда к этим людям можно обратиться.
Настоятель храма протоиерей Роман обращал внимание всех преподавателей на то, что дети должны получать богословское образование, и это основное, но кроме этого у нас еще есть творческие занятия.
– Расскажите, в какой форме проводятся занятия по изучению Библии?
– Творческое занятие всегда тематическое и связано с богословской темой, которая рассматривается. Это помогает детям лучше запомнить и усвоить информацию. А чтобы еще больше раскрыть тему – используем видеоматериалы: мультфильмы, художественные и учебные фильмы по богословию, и, конечно, всегда стараемся интересно рассказать.
– В основном, родители приводят детей в воскресную школу?
– Не всегда. Например, в средней группе дети уже постарше, и очень часто они сами приходят к нам в школу, иногда из неблагополучных семей, и учатся на равных с остальными детьми. У нас бывает, что родитель сидит на занятии с ребенком.
– Какие поездки для детей организовываете?
– Поездки очень разные. Каждый год, как правило, две поездки – в начале и в конце занятий воскресной школы. Мы ездили на Соловки, в Псково-Печерский монастырь, и в Псковскую область на место явления иконы Божией Матери, именуемой «Призри на смирение», были ознакомительные поездки в Феофанию, Киево-Печерскую Лавру.
– Расскажите о достижениях воскресной школы?
– Мы делаем театральные постановки, ездим на фестивали. И в этом году, очень большое достижение для нас – это участие в Пасхальном фестивале детского творчества в рамках «Театральных встреч». За театральную постановку отдельных сцен из исторической драмы «Царь Иудейский» нам вручили диплом за художественное оформление. Когда дети участвуют именно в постановках евангельских сюжетов – это поучительно и полезно, кроме того, во время подготовки задействуется все семья: потому что один учит, все остальные слушают и запоминают, и это все становится им гораздо ближе и понятнее. Конечно, эти все внешние достижения не так и важны, этого могло бы и не быть, главное и основное достижение – это воскресная школа. Уже не одно поколение детей выросло в школе. Они стали друг для друга настоящими друзьями, кумовьями, некоторые женились, вышли замуж. Воскресная школа, в первую очередь, нужна, как клуб для семей, которые пытаются быть православными и жить церковной жизнью. И, действительно, есть огромные перемены у детей, которые постоянно ходят в воскресную школу, причащаются.
– Чтобы Вы хотели пожелать детям, у которых начались летние каникулы?
– Чтобы тот огонек любви к Богу, который у них зажегся – не погас за лето. Где бы они ни путешествовали, чтобы не забывали бывать в храме, причащались. И, конечно, с новыми силами, с разными интересными впечатлениями, приходили в сентябре заниматься в воскресную школу.
***
Анну Панченко в воскресную школу привела мама, когда девочке было 7 лет. Девочка начала посещать общеобразовательную школу и ходить в среднюю группу воскресной школы одновременно. И сразу же Ане настолько понравилась воскресная школа, что она старалась не пропускать ни одного занятия.
– Потому что здесь очень интересно, – говорит Аня. – Я больше узнала о Боге, у меня много новых друзей в воскресной школе, и я считаю, что друг, в первую очередь, должен быть добрым, а здесь – добрые дети. На занятиях мы делаем разные поделки. Также всегда нам показывают интересные, поучительные мультфильмы и фильмы. Вот, например, сегодня смотрели фильм, где рассказывали, что если тебе делают зло, то надо всегда отвечать добром, и тогда тебе вернется добро. Конечно, если что-то плохое говорят – то сразу обижаешься, но потом берешь себя в руки и вспоминаешь, как следует поступать – прощать и не обижаться, ведь этому и мама учит, и в воскресной школе говорят. И даже, если ребенок злой, после того, как он начинает ходить в воскресную школу и узнавать о Боге, – он становится добрее, умнее.
– Как ты относишься к исповеди и Причащению?
– Для меня очень важно исповедоваться и причащаться. Хорошо, когда меня Бог прощает за мои грехи, но, конечно, потом стараюсь не совершать их.
– Чему ты научилась за этот год в воскресной школе?
– Я много нового узнала о Библии, мы самостоятельно читали Евангелие и обсуждали прочитанное. Во время Великого поста каждый делал свой календарь, который разделялся на недели. Мы его красиво украшали, раскрашивали. Теперь мы знаем, как называются эти недели, и чему они посвящены. Еще в 4 года меня мама научила молитве «Отче наш», молитву «Верую» я выучила самостоятельно по своему молитвослову, а в этом году мы эту молитву учили на занятиях в воскресной школе. В библиотеке при храме часто беру книги. А на время весенних каникул наш преподаватель Елена Юрьевна предложила мне прочесть художественную книгу «Маленькие женщины». Правда за весенние каникулы я ее не осилила, но сейчас заканчиваю читать. Это книга о жизни четырех сестер возрастом от десяти до шестнадцати лет. Поэтому читать мне очень интересно, часто в их поступках я узнаю себя и учусь у них многому хорошему.
Мне очень нравится, как наши преподаватели проводят занятия, рассказывают о Боге. Учат нас Библии. Я хотела бы пожелать им, чтобы они не нервничали, и мы их не разочаровывали, а всегда радовали.
Ксения Никифоренко, мама Анны, рассказывает, что воскресная школа очень положительно повлияла на дочку.
– Анюта еще в раннем детстве была очень неспокойна. Я помню, какой она была, и какой стала – сейчас намного серьезнее. Конечно, я ей многое рассказываю о Православии, о Боге, но другое дело, когда об этом рассказывает не только мама, а люди авторитетные для нее – преподаватели, священники.
– Как дома приобщаете к Православию?
– Ежедневно у нас совместная утренняя и вечерняя молитвы. Во время поста стараемся положить посильные для нас ограничения. Берем в библиотеке книги, вместе читаем, смотрим фильмы, ходим в храм.
Я считаю, что христианское воспитание обязательно должно быть. Это фундамент, на который должно накладываться все остальное (общее образование, дополнительные занятия, спорт и пр.). Оно учит, как правильно нужно жить. И это уже не подлежит сомнению – это догмат, и нужно вкладывать детям и объяснять, что правильно то, как говорят здесь, и никак по-другому, и надо постараться донести и убедить их в этом, тогда у них не будет сомнений. Конечно, трудности и вопросы есть всегда, но дети понимают, где искать правильные ответы. Для меня Православие – это норма воспитания. Анна занимается и спортивными бальными танцами, и на дополнительные занятия по английскому языку ходит, но для меня, как для мамы, основа знаний – только здесь, в храме, в воскресной школе, а все остальное – дополнительно.
Ксения Никифоренко вспоминает, что, когда они вместе с дочкой Аней, начали ходить в воскресную школу, много полезного для себя узнали. В этом году Ксения пошла на катехизаторские курсы, а начиналось все с воскресной школы.
– Когда первый раз пришла в храм свв. мчч. Адриана и Наталии, сразу его полюбила. И вот уже 5 лет прихожанка этого храма. Здесь очень благодатное место, люди тянутся сюда. Главная заслуга в этом, конечно же, настоятеля протоиерея Романа, священников храма, а также дружной общины – это люди с активной жизненной позицией, несущие людям веру не только словом, но и личным примером, а это очень важно!
***
Помочь разобраться в сложностях современного мира, ответить на непростые вопросы православной веры и церковной жизни помогает старшим детям преподаватель Алексей Владимирович Верещак. Его педагогический стаж – 5 лет, и за это время Алексей Владимирович смог приобщить к христианству не одно поколение детей. Он учит их ориентироваться в современном мире, где постоянно происходит подмена православных и нравственных ценностей, старается укрепить детей, прежде всего, духовно. «Ведь всегда надо помнить о том, что происходит с душой ребенка», – считает Алексей Владимирович. Поэтому кроме богословских знаний ребята на занятиях часто получают ответы на свои насущные вопросы, связанные с их жизнью, с тем, о чем они между собой рассуждают, о чем спорят, что волнует их головы и сердца. Также Алексей Владимирович старается раскрыть творческие таланты своих воспитанников. Рассказал, что еще в лагере предложил детям написать несколько стихов на разные темы, и когда они их зачитали, был приятно удивлен, насколько все они талантливые. И теперь это творческое направление развивается в группе, уже даже есть несколько записанных песен.
Возрастная категория детей в старшей группе – от 13 до 16 лет. Алексей Владимирович рассказывает, что есть дети, которые самостоятельно пришли в воскресную школу, а есть такие, которых привели родители. Но даже эти дети через некоторое время, проявив доброжелательность и любознательность по отношению к занятиям, признавались, что приходят в воскресную школу не потому, что этого хотят родители, а потому, что им интересно. Поэтому все дети добровольно приходят, никто никого не заставляет. И со временем они даже приводят своих друзей, знакомых. В старшей группе 16 детей, которые ходят постоянно уже не первый год.
О том, что изучают дети в старшей группе воскресной школы? Какие вопросы их интересуют больше всего? Когда надо начинать воспитывать ребенка по-христиански? На эти и другие вопросы отвечает преподаватель Алексей Владимирович Верещак.
– Расскажите, какие предметы изучаете на занятиях?
– В этом году мы изучали три самых фундаментальных, базовых предмета, которые должен знать практически каждый православный христианин – это Литургика, Ветхий Завет и Новый Завет.
– В какой форме Вы преподаете эти дисциплины: лекции, беседы?
– В основном – лекции. Но бывает, прихожу на занятие и вижу, что дети не настроены слушать, поэтому стараюсь рассказывать увлекательно, чтобы привлечь их внимание. Каждый предмет длится полчаса. Начинаются занятия в 12 часов, заканчиваются в 14. В начале занятий мы 30 минут беседуем на разные темы и пьем чай. Спрашиваю, как они провели неделю, что в их жизни произошло нового, чтобы знать, какое у них сегодня настроение, готовы ли они слушать и слышать, то, что я буду говорить. И после этого начинаются занятия. Поскольку у нас все строго и регламентировано – веду журнал, чтобы помнить и знать, какие темы уже проходили. Ставлю оценки, как в школе, за домашнее задание и ответы на уроках.
– Какие вопросы интересуют старшую группу больше всего?
– Конечно, больше всего ребят интересуют вопросы более жизненные, которые касаются дружбы, любви, преданности, верности, насколько все это вечно и ценно в жизни. Они просто загораются светом, когда начинаю говорить на эти темы. Отвечая на такие вопросы, я ссылаюсь на мудрость святых отцов, цитирую Новый Завет, и бывает, делюсь своим опытом.
За тот период, сколько мы уже занимаемся, и, учитывая тот факт, что уже не один год с нашими детьми были в лагере – мы стали как родные. Можно даже сказать, что для некоторых я стал старшим братом, к которому можно прийти и все рассказать, доверить. Очень рад этому фактору. Ведь обычно в школе есть система: учитель дает задание, в следующий раз спрашивает ученика подготовленный материал, ставит оценку. Но учитель не интересуется внутренним миром своего ученика, что у него на душе происходит. А ведь все мы – люди, у нас могут происходить несчастья в жизни, болезни, скорби. Дети очень все воспринимают, особенно справедливость, то насколько честно поступают люди. В первую очередь, насколько было возможно, я старался сделать нашу группу сплоченной, чтобы подростки сдружились между собой, пытался привить им дружеские отношения, конечно, оставаясь при этом учителем.
– Если человек, решивший стать христианином, приходит в воскресную школу, допустим, в середине учебного года, и при этом, не имея никаких православных знаний – Вы его берете в группу или советуете прийти в начале следующего учебного года?
– Был такой случай, когда пришли две девочки, которые буквально только переступили порог храма. И я принял их в группу, потому что для подростков главное – впитать веру, не просто получить какие-то знания, а надо, чтобы они начали этим всем жить, понимать. Все истины, догматы – живые, и они нужны человеку. Знания, которые преподаются в воскресной школе, помогают детям сделать свою жизнь правильной, более целенаправленной, и они будут знать, что и как им делать в определенной ситуации. В первую очередь, дети должны впитать в себя дух Христовой веры, а знания – у кого-то больше, у кого-то меньше, но в поведении, рассуждениях они изменились, и я считаю, что это намного важнее. Когда человек чувствует еще и сердцем, тогда он начинает понимать всю глубину того, что ему говорят, и зачем ему это надо. Тот же вопрос греха, Таинства Причастия, вообще, зачем нужно ходить человеку в храм, если и так можно Богу помолиться? И очень часто эти вопросы задаются взрослыми людьми. А дети эти моменты понимают. И когда в лагере мы вместе читали утренние и вечерние молитвы, они говорили, что это – совсем другие молитвы, запоминающие, в них чувствовалась сила. Дети стали понимать, насколько важнее молитва в церковной ограде, общественная, чем молитва дома, они почувствовали эту разницу. Одна ученица мне как-то сказала: «Алексей Владимирович, многое сказанное вами на занятиях, для меня вообще переосмыслялось, и теперь я, наконец, поняла, почему вы тогда настаивали на своем». Иногда, лишь со временем приходит понимание, и те же знания можно самому найти, прочитать в Интернете, послушать на проповеди, но, когда проживаешь эти знания на собственном опыте – это совсем другое.
– С какого возраста надо начинать воспитывать ребенка по-христиански?
– Вспомнился случай, когда, может быть, год назад, женщина с бабушкой подошли ко мне с мальчиком лет 7-8 и говорят: «Вот мы привели мальчика в воскресную школу, и хотим, чтобы он перестал ругаться, чтобы он стал хорошим». Я поинтересовался, в каком обществе находится ребенок, и почему они считают его плохим. На что мне ответили, что мальчик часто ругается нецензурными словами, и окружают его друзья и родственники, которые также используют нецензурную лексику. Это пример того, когда картина уже нарисована, и говорят: «Как было бы хорошо нарисовать ее как-то по-другому». То есть 7 лет – это уже поздно начинать воспитывать ребенка по-христиански. Конечно, мы такого не говорим, и мы будем заниматься с такими детьми. Но если говорить о том, когда нужно лучше всего начинать христианское воспитание, то я скажу – как только женщина становится беременной. И будущей матери, прежде всего, надо как можно чаще ходить в храм, причащаться, чтобы ребенок еще в утробе впитал в себя благодать Таинств, дух пребывания в храме. Потому что, на самом деле, проблема – не в детях, а в родителях. Проблема, которая возникает в воспитании детей – это проблема воспитанности родителей, их осознанности, ответственности перед жизнью и самими собой. Если ребенок рождается в семье безответственных родителей, которые совершают необдуманные поступки, то он соответственно будет вести себя также. Потому что привыкает к той среде, в которой находится, и даже не осознает, что делает, как поступает, а просто повторяет модель поведения родителей. Поэтому воспитание ребенка начинается еще до его рождения, когда родители – мама и папа – начинают себя изменять и работать над своими недостатками. Конечно, когда приводят ребенка достаточно взрослого, можно делать коррекцию его поведения и мировоззрения. И многие дети, действительно, изменялись. Я преподаю пять лет и не помню таких детей, которые вообще ничего не унесли с воскресной школы. Знания, дух веры и воцерковленности дети все-таки впитывали в себя.
– А если ребенок сам решил прийти в храм, в таком случае он может измениться?
– Конечно, как раз такие дети и изменяются. Потому что они приходят к этому осознанно, и понимают, к чему должны стремиться, и они хотят к этому стремиться. Даже бывают случаи, когда дети воцерковляют родителей. Например, предложит ребенок маме и папе пойти в храм, то в очень редких случаях родители откажут своему ребенку. Поэтому иногда не только сами дети приходят к Богу, в церковь они приводят еще и своих родителей.
– Как быть православному ребенку в школе, социуме? Как удержаться, чтобы не бросить этот путь?
– Насколько я знаю, сейчас проблема – в другом. Вот раньше бы смеялись над верующими детьми, потому что они, действительно, выделяются. Но сейчас, к сожалению, другое поколение, которое построено на каком-то нигилизме, равнодушии, людям присущ дух безразличия. И при виде верующего лишь скажут: «А, ты – православный? Хорошо, будь православным». Такие люди не сильно чем-то интересуются. Не только дети придерживаются такой позиции, но и люди студенческого возраста – очень равнодушны и циничны в жизни. И не важно, ходишь ты в православную церковь или в секту, или вообще ты – сатанист. Хочешь быть таким – будь им. К вопросу веры люди относятся очень демократично и толерантно. Но проблему я вижу немного в другом. Когда дети еще маленькие, они тянутся к родителям, берут с них пример, а становясь подростками – отходят от родителей, стремятся к компаниям, и больше привязываются к друзьям, мнение которых, обычно, намного важнее. Образ жизни неверующих, невоцерковленных детей намного отличается от церковного. Конечно, и здесь есть соблазны – привыкание к церкви, либо ревность не по разуму, которая переходит в крайность, в фанатизм, когда отрицается мир и все, что в нем.
В воскресной школе мы создаем не просто класс, а большую семью, православную компанию, где дети могли бы общаться, дружить, поддерживать друг друга, то есть поменьше соприкасаться с неверующими людьми. Потому что, если они сейчас войдут в это общество, они могут очень быстро отойти от церковного общения, от церкви, и быстро попасть под влияние других компаний. И наша главная задача – это сделать молодежную церковную общину, где каждый мог найти свои интересы, развлечения, которые бы не противоречили церковным, христианским и нравственным нормам. То, что дети проводят больше времени в храме – это большой плюс. Мы не преследуем недостижимых целей, а пытаемся создать человека внутреннего, заложить в нем прочный фундамент, чтобы он смог построить на нем свою дальнейшую духовную жизнь.
***
Екатерина Трипецкая уже третий год ходит в старшую группу воскресной школы. Говорит, что за это время очень изменилась – стала более спокойной, поменяла отношение к жизни и к людям.
– На занятия всегда прихожу с радостью. Узнаю много нового для себя. Нам ставят оценки, и я считаю, что это, прежде всего, стимулирует ученика лучше учиться. Оценки влияют на качество обучения, чтобы не просто выучил и рассказал, но и запомнил. Еще надо уметь подать информацию так, чтобы ученику хотелось учить, больше узнавать, и я считаю, что Алексей – именно такой преподаватель. И для некоторых ребят он – как любящий отец или брат, который всегда поддержит и поможет.
Больше всего мне нравится рассказ, когда Иисус Христос пришел в дом к хозяину, у которого было две дочери – Марфа и Мария. Одна из дочерей, Марфа, стала услуживать – готовить обед, а Мария села у ног Иисуса Христа и слушала, что Он говорит. Через некоторое время Марфа спрашивает: «Почему Вы не пустите сестру помогать мне?» На что Иисус ответил: «Марфа, ты печешься о большом угощении, а сейчас достаточно минимума, главное сейчас для тебя слушать Слова Божии». Так мы видим два пути богоугождения: служение и молитва. Я стараюсь соединить в себе и служение людям, и одновременно не забывать о том, что после смерти нас ждет встреча с Господом.
– Как в жизни ты применяешь знания, полученные в воскресной школе?
– Конечно, я стараюсь не говорить, что, мол, в Евангелии написано, потому что сразу все пугаются, думают, что я или сектантка, или неправильно верующая. Я говорю проще и так, чтобы люди поняли и хотели делать добро. За три года обучения в воскресной школе много переосмыслила, нашла в себе пороки, недостатки, некоторые удалось искоренить, а над остальными еще надо работать.
– Что дала тебе воскресная школа? Какие знания ты приобрела?
– Наверное, каждый человек в своей жизни искал ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?» И после того, как начала ходить в воскресную школу, пришла к выводу, что смысл надо искать не в теории, а в самой жизни. Потому что жизнь – это дар свыше. Каждому человеку нужно свое время, чтобы получить ответ на этот вопрос. И Господь дал заповеди не для того, чтобы нас ограничить, а для того, чтобы показать нам, как нужно жить. Для себя, на занятиях, я почерпнула, то, как нужно разговаривать с человеком, чтобы он понял. Наблюдала, как говорит Алексей, и как дети воспринимают информацию. Он для меня – пример хорошего преподавателя, который понятно и доступно объясняет. Алексей, кроме богословских предметов, часто нам рассказывает, как христианам надо понимать любовь и дружбу, именно с православной точки зрения. Потому что очень часто влюбленность, симпатию принимают за любовь, так же и с дружбой обстоят дела. У молодежи нет определенного понятия, что это такое. И разговоры на такие темы многим помогают. Мы конспектируем, что нам рассказывают на занятиях. Иногда бывают дискуссии. Мне очень хочется продолжать ходить в воскресную школу, я хочу получить хорошее богословское образование. И есть такая цель в жизни: открыть центр
психологической помощи и одновременно, чтобы там девушки получали образование – сестер милосердия. И помогали не только делом, но и словом.
– Как ты считаешь, что необходимо делать, чтобы стать смиренным человеком?
– Я считаю, что Адам и Ева согрешили, прежде всего, тем, что они не раскаялись в своей гордости. Мне кажется, что нам жизнь дана, чтобы справиться вот с этой гордостью, которая с самого рождения и проявляется практически во всем. Когда приходит это понимание, хочется следить за собой, контролировать каждую мысль, свои поступки, слова, чтобы только не позволить проявиться этому качеству. И вот, что я заметила, стоит только подумать: «Как же хорошо я это сделал, какой я молодец, куда вам до меня», как сразу же пропадает вдохновение, ничего не получается, творчество – откладывается, забывается и не вспоминается. Эта мысль настолько вкореняется в голове, что очень тяжело от нее избавиться, и надо время, чтобы осознать и раскаяться в своей гордыне. Алексей говорил, что в этом может помочь аскетика – это, прежде всего пост, но, не как диета, а именно пост, который заключается в том, чтобы следить за своими поступками, словами, и все это очень строго.
– Как ты относишься к молитве?
– Каждый день стараюсь читать утренние и вечерние молитвы, и если этого не придерживаться, тогда ведь день – наперекосяк: ничего не успеваю, не получается. Считаю, молитву надо понимать сердцем.
– Насколько для тебя важно, чтобы был духовный наставник?
– Дети, которые только учатся ходить, они не могут сразу встать и пойти. Им нужна поддержка, и надо следить, чтобы они не упали, держать их за руку, чтобы у них появилась уверенность. Так постепенно, шаг за шагом, дети учатся ходить. И как детей родители учат ходить, так и наставник должен вести по духовному пути и помогать не оступиться, не упасть.
– Что для тебя означает быть православным христианином?
– Думаю, быть христианином – это, прежде всего, быть примером другим людям, чтобы они, увидев, как я живу, что я делаю, сами пришли в христианство. Один старец говорил, что если случится так, что сгорят все православные книги, у людей не останется ничего, то христиане должны примером своей жизни показать, что было написано в Священном Писании.
– Дополнительно дома читаешь православную литературу?
– Конечно! Мне очень интересно читать жития святых, историю Церкви, Ветхий и Новый Завет. Мне в воскресной школе в прошлом году на день рождения подарили книгу – огромную, на 1500 страниц, «Сотница» называется. И там, буквально, есть все: творения святых с наставлениями, Закон Божий, учебник церковнославянского языка. Интересная и поучительная книга.
– Какие дополнительные занятия ты бы хотела, чтобы проводили в воскресной школе?
– Когда я изучала историю Киевской духовной семинарии, мне понравилось, что у них много дисциплин по развитию речи, ораторскому искусству, часто пишут сочинения на разные темы. Думаю, было бы хорошо ввести это и у нас.
– Как ты думаешь, почему некоторые люди предпочитают ходить в секты?
– Многие люди приходят в секты самостоятельно, и это люди, которые явно искали ответы на свои вопросы, в основном, духовные. И если они прошли мимо Православной Церкви, значит, не хотят найти настоящую Истину, а ищут, какая им понравится. Тем не менее, Господь ведет каждого своим путем, и некоторые после секты приходят в Православие. И убеждаются, что здесь – Господь.
Также я считаю, что у человеческой души нет национальности, у каждой души есть свои неповторимые особенности, но при этом – все люди невероятно похожи между собой.
***
Надеемся, мы помогли вам убедиться, что воскресная школа при храме свв. мчч. Адриана и Наталии – это то место, где ваш ребенок будет развиваться и нравственно, и духовно в окружении добрых православных людей.
Занятия в воскресной школе начинаются в сентябре. Расписание вы можете узнать на сайте.
Беседовала Юлия Карпинская