"Время войне, и время миру"
Эти слова премудрого Екллесиаста особо актуальны сейчас для нашей страны и общества. Данное нам Господом время мира подошло к концу и вооруженный конфликт на востоке страны среди всех прочих проблем обнажает и сущность каждого из нас.
Теперь, в полном мере мы можем осознать какое счастье и ценность жить в мире, не испытывая тревоги за родных и близких. Война стала ужасной реальностью, и уже нет ощущения полного спокойствия, мира и радости. Об этом рассуждает и святой Григорий Нисский: «О какой ни заговоришь, приятности в жизни, чтобы ей быть приятною, нужен мир... Война пресекает наслаждение всеми благами. Если и во время мира терпим по человечеству какое-либо бедствие, то зло, срастворенное благом, делается легким для страждущих. Правда, когда и войною стеснена жизнь, нечувствительны также бываем к подобным скорбным случаям; потому что общее бедствие горестями своими превышает бедствия частные... Но если и для ощущения собственных зол цепенеет душа, пораженная общими бедствиями войны, то, как ей иметь ощущение приятного? Где оружия, копья, изощренное железо, звучащие трубы, гремящие кимвалы дружины, сомкнувшиеся щиты, столкновения, столпления, схватки, сражения, побоища, бегства, преследования, стоны, крики, земля, увлажненная кровью, попираемые мертвецы, без помощи оставляемые раненые и все, что на войне можно видеть и слышать... неужели и там найдет кто время преклонить иногда помысел к воспоминанию об увеселяющем? Если и придет в душу воспоминание о чем-либо приятном, то не послужит ли это к увеличению горя?» (Григорий Нисский, святитель. О блаженствах. Слово 1).
Святой Григорий исключает какое-либо проявление веселья в военное время. Во время суровых испытаний, казалось бы, все должны идти в храмы и молиться, испрашивая у Бога примирение, тишину и благоденствие. Народ перед лицом беды и лишений, должен сплотиться и совместно творить добрые дела взаимопомощи.
Но что же мы видим сейчас. Большинство людей продолжает жить, как и жили, предаваясь временным благам, как будто не замечая того, что творится с их ближними. Мы ездим отдыхать, ходим в рестораны, ведем «диванные войны» в интернете, не упустив ни малейшей возможности, чтобы не оскорбить или унизить оппонента. Пандемия всеобщего равнодушия создает иллюзию спокойствия и безмятежности. Но не пора ли нам, наконец, открыть глаза?
Каждый день нашей жизни в условиях тяжелейшего испытания войной дает нам непосредственную возможность проявить лучшие качества христианина - любовь, милосердие, сострадание. Ведь в них так нуждаются многочисленные беженцы, потерпевшие мирные люди и раненные воины. Реальность войны дает встряску и нашей душе, заставляя нас вспомнить о самой важной брани - невидимой, духовной, полем битвы, которой являются человеческие сердца и души. Попущенное Господом испытание должно очистить их, как золото в горниле огня. Даже получив внешнюю победу, мы потерпим поражение, если не сможем преодолеть разрушающее равнодушие и ненависть, которые и лежат у истоков любого конфликта. «Божье - любить ненавидящих. Дьявольское - ненавидеть, оскорблять любящих. Человеческое - любить любящих, ненавидеть ненавидящих», - так обозначил различные виды взаимоотношения любви и ненависти отец Александр Ельчанинов. Отрешиться от всего диавольского и человеческого, и творит дела Божии - такую задачу ставит перед нами Господь страшным испытанием вооруженного противостояния. Тем более, что пример того как можно любить человека и ненавидеть грех подают там многие из преподобных отцев Печерских, например преп. Агапит по любви терпевший все козни своего врага врача-армянина, но выступивший против его злых замыслов и еретических воззрений.
«Мир мой даю вам», - говорит Христос в Евангелии от Иоанна, - «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Иоан. 14, 27). Принимая эти слова Спасителя, каждому из нас стоит постараться в борьбе с происками врага рода человеческого. Только так мы сможем быстрее преодолеть продолжающееся время войны, и приблизить ожидаемое время мира Христова.
Редакция сайта www.lavra.ua