Кондак праздника написал, как известно, прп. Роман. Чтобы понять глубину таинства и вообще необычность Кондака, необходимо сделать небольшой экскурс в историю, вернуться в Византийскую Империю и вообще окунуться в лексику древнегреческого языка.
Надо отдать должное тому, что греки восприняли от своих предков - древних греков, философов - особенную живость ума. Если вернуться в историю, вспомнить Византийскую Империю и изучить язык той эпохи, то нас ждут удивительные открытия.
В языке греков происходила необычная эволюция. В античную эпоху язык философов был полон афоризмов. Считалось очень изысканным сказать мудро. Мудрость и была синонимом красоты. В первые века Христианства, такое отношение сохранялось.
С расцветом Византии менялось и сознание греков, трансформировалось их понимание красоты языка. Красивым язык стал считаться у того, кто допускал много эллипсисов. И чем больше умолчаний было в языке автора, тем он считался более утонченным.
Мы судим, конечно, по рукописям, например, свт. Григория Богослова или свт. Василия Великого. Поэтому их так трудно переводить, - язык полон умолчаний. А если в эллипсисе находилось подлежащее, то это вообще считалось верхом изящества.
Для современного русского языка отсутствие подлежащего - это верх безграмотности. Если человек один раз так написал или сказал, то он навсегда потеряет уважение. В Византии все было наоборот!
Наконец, в эпоху прп. Романа Сладокопевца, расцвет церковной гимнографии был связан с новым явлением: изысканным стало соединять в одной фразе несоединимые вещи или, лучше сказать, противоречивые и взаимоисключающие понятия. Надо признать, что это действительно нелегко. В любом случае, в этом заключается большое искусство.
Итак, этот метод, который в наше время иногда называется антитетическим параллелизмом, стал основным в гимнографии того времени.
И вот, создание кондака прп. Романом, стало поистине явлением в жизни Церкви.
Дело в том, что в Софии Константинопольской на праздничном богослужении многие гимнографы исполняли свои тексты впервые. Певец выходил на середину храма, пел свой тропарь - аполитикон, тогда, правда, короткие песнопения чаще всего назывались кондаками. Затем получал сразу же в руку золотую монету и возвращался на свое место.
Наступило Рождество. Шло императорское богослужение в Святой Софии. Подошла очередь исполнять свое сочинение диакона прп. Романа. Он исполнял его первый раз. И вот, он вышел на середину храма, зашел на подиум (этот момент изображен на иконе) и запел Кондак:
- Дева днесь - пресущественного (иперусион - сверх любого естества) рождает!
Весь храм всколыхнулся... Ведь изысканным было соединять в одной фразе несоединимые вещи. А тут совершенно неожиданное соединение: сегодня, днесь - и предсущественный, то есть тот, кто выше времени. Весь храм замер от удивления... Роман запел дальше:
- И земля вертеп - неприступному приносит!
Опять соединение абсолютно несхожих вещей: вертеп, пещера и - неприступный Бог!
По храму прокатилась волна восхищения... А Роман уже пел дальше:
- Ангелы с пастырьми славословят!
Опять соединение абсолютно недопустимое и неожиданное: ангелы с пастухами обычно не проводят время...
- Волхви же со звездою путешествуют! - продолжал Роман.
И вохвы - и звезда, все эти вещи никогда не сочетаются в жизни! Это реальности, существующие в разных мирах. Вся Святая София замерла...
- Нас бо ради родися отроча младо - Превечный Бог!
Последняя фраза всех просто потрясла. Это было как своего рода печать на хартии. Ради нас - рождается ребенок. Тоже вещи странные и непонятные... И не просто ребенок, а ребенок - Бог! Если сказать, что все были потрясены, то мы ничего не скажем. Это было как землетрясение.
- Что это за удивительное песнопение? - спрашивали друг друга люди. Как он мог так сказать, чтобы в каждой строке чувствовался верх изысканности и все это уместить в несколько строк?!
- Как он мог так написать, чтобы ни одного слова нельзя было убрать - и ни одного не нужно было бы добавлять? - Удивляемся мы сейчас...
Поистине, это было незабываемое Рождество. Все чувствовали, что Бог пришел на землю и открыл Церкви тайну Воплощения. А Кондак Церковь приняла как основное и важнейшее догматическое исповедание таинства Рождества Христа.
Эта статья написана на основании изучения рукописей и древних текстов византийской эпохи.