Преподобный Силуан Афонский: о Священном Предании и о Писании, Церкви, Святом Духе и Христовой Любви
Преподобный Силуан Афонский, великий подвижник ХХ века, жизнь Церкви сознавал как жизнь в Духе Святом и Священное Предание как непрерывающееся действие Духа Святого в Церкви. Предание, как вечное и неизменное пребывание Духа Святого в Церкви, есть наиболее глубокая основа Ее бытия, и потому Предание объемлет собою всю жизнь Церкви настолько, что и само Священное Писание является лишь одною из форм его. Отсюда положение таково. Если бы Церковь лишалась Своего Предания,то Она перестала бы быть тем, что есть, ибо служение Нового Завета есть служение Духа, «написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3, 3 – 6).
Если же предположить, что по тем или иным причинам Церковь лишается всех Своих книг, то есть Ветхого и Нового Заветов, Творений Святых Отцов и богослужебных книг, то Предание восстановит Писание, пусть не дословно, пусть иным языком, но по существу своему и это новое Писание будет выражением все той же «единожды преданной Святым веры» (Иуд. 1, 3), выявлением все того же Единого Духа, неизменно действующего в Церкви, являющегося Ее основой. Ее сущностью. Священное Писание не глубже и не важнее Священного Предания, но, как сказано выше, одна из его форм. Форма эта является ценнейшей и по удобству сохранения ее, и по удобству пользования ею; но, не может быть понято как должно никакими научными исследованиями.