«И не возведи мене в преполовение дней моих,
ниже неисправлену и неготову душу мою восхитиши»
(молитва после 17-й кафизмы)
Немногие из нас часто задумываются о смерти, хотя часто приходится и слышать о ней, а отсюда нет и той ревности по Боге, которую надо иметь на всякий час. Конечно, христианина, который пытается бороться с грехом, Господь не заберет «в преполовение дней»,т. е. когда человек еще не готов к будущей жизни, но это не повод к тому, чтобы рассматривать долготерпение милостивого Бога нашего как повод растрачивать напрасно время земной жизни.
Каждый, внимательно относящийся к своей духовной жизни, также может почерпать силы для добродетели из рассматривания Его творений: «Небеса поведают славу Божию, и о творении рук Его возвещает твердь» (Пс. 18:2); «Сие море великое и пространное в нем же животные, имже несть числа» (Пс. 103:25). Все это – растительное, животное и звездное царство – постоянно призывает каждого из нас, вторя: «Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний, возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь» (Пс. 91:2-3).
Многие из нас, серьезно задумавшись над смыслом бытия с высоты прожитых лет и не находя утешения в земном, восклицают с Премудрым Екклесиастом: «Нет ничего нового под солнцем, бывает нечто, о чем говорят: “Смотри это новое”; но это уже было в веках, бывших прежде нас» (Прем. 1:9-10).
Все это должно нас подвигать к постоянному покаянию и исправлению, напоминать, что жизнь наша скоротечна, и что уже здесь, на земле, мы должны насадить в себе неудобоподвижность ко греху, чтобы там, на Небе, иметь возможность лицезреть Бога нашего и иметь общение с Ангелами и святыми. В чем да поможет нам всемогущий и милостивый Бог наш! Аминь.
Протоиерей Роман Матюшенко
настоятель храма свв. мчч. Адриана и Наталии
г. Киев
|
Частое исповедание своих грехов дожно быть нормой духовной жизни христианина. Вопрос, что же еще необходимо исправить, должен на всяк час стоять на повестке каждого дня. И пусть исповедник не огорчается, пересказывая, к сожалению, на каждой исповеди одни и те же прегрешения. Господь наш видит труд и желание, с которым мы беремся себя исправлять, как же у кого это исправление получается — будет судить Бог, милосердный и правосудный. И в связи с этим, настроение у христианина должно быть соответствующее: и покаянное, и стремящееся на всяк час сотворить добродетель. И когда мы вечером, до или после вечерних молитв, будем мысленно проходить день с его грехопадениями, то тотчас же должны полагать твердое намерение завтра так не согрешать. А от такого нашего внутреннего делания и молитва будет не тягость, а в сладость, да и душевное мирное устроения не будет покидать нашего естества. Также известно, что от таковой чистой совести нашей и радость небесная, в той мере в какой нам дано будет, пребудет в нас.
Поистине «ничтоже в мире ея (т.е. чистой совести нашей) нужнейше» — научает нас св. Андрей Критский. Каждый раз, пребывая или сподобляясь такого состояния, совсем по-иному начинаешь смотреть на все окружающее: появляется всепрощение обидевшим, терпение скорбей, болезней и всего того, что так полезно для нашего совершенствования, но иногда нам не хочется этого понять и принять.
Посему с искренним и твердым желанием да приступаем к добродетели, чтобы в день Суда Страшного не жалеть нам о напрасно проведенном сейчас времени! Аминь!
Протоиерей Роман Матюшенко
настоятель храма свв. мчч. Адриана и Наталии
г. Киев
«Святии Адриане и Наталие, о нас ко Господу молитеся, да веру непорочну соблюдем, супрузем во единомыслии соблюстися, юным вашей ревности подражати. Презрев бо свою юность, к жизни вечней устремистеся, да лучшее улучивше в Небеснем жительстве, всех ко блаженству нескончаемому зовете. О святии, днесь Вашу память совершающих, сподобите вечнаго блаженства, моляще о душах наших». (стихира по 50-м псалме)
Снова сентябрь, и на пороге наш храмовый праздник — день памяти свв. мчч. Адриана и Наталии. В нашем современном обществе так мало сейчас говорят о полноценных семьях, о заботливых мужьях, о верных любящих женах, долгом и честью для которых является любовь друг к другу, а не легкомысленное отношение к противоположному полу, что порой приводит к крушению семьи. И как пример истинно–христианской, а значит жертвенной любви, Святая Церковь приводит ежегодную память — подвиг празднуемых святых. Многим читающим житие наших святых порой кажется, по меньшей мере, непонятным, — как может истинно любящая жена содействовать скорейшей смерти своего супруга, тем более в юном возрасте, когда только и начинается новая, супружеская жизнь?! Принимая также во внимание и тот факт, что Адриан и Наталия только год прожили вместе. Такие и подобные сомнения возникают, когда мы смотрим на духовные вещи, земными, душевными очима.
Я уверен, что тот, кто хоть немного прожил, прочувствовал, увидел, «вкусил», «как благ Господь», совсем не будет задавать подобных вопросов и высказывать мнения о неправильности поступка св. Наталии. Каждый, проживший на земле хотя бы как минимум три десятка лет (многие и раньше начинают серьезнее задумываться о будущей жизни — например, многие святые (прп. Феодосий Печерский) в юности познали суету мира, отказавшись от его утех и призрачных благ), замечает как скоротечно время, и куда оно нас стремительно несет, а раз земная наша жизнь с ее подвигами, падениями, страданиями должна закончиться, то и вывод сам собою напрашивается о ненужности за нее так уж хвататься всеми силами, прогоняя от себя мысли о памяти смертной и о будущем воздаянии после этой земной жизни.
Детальніше...
Христос Воскресе!
Каждый год, празднуя сей величайший праздников Праздник, по-новому ощущаешь радость святой Пасхи! Особенно светло на душе, если сумел в посту возвыситься над тьмою своих страстей, искоренив их хотя бы на время. И маленькая победа над своим эгоизмом, и эта радость победы Христа над смертью, диаволом, дают силы жить и упражняться и далее в добродетельном житии. «Ад! Где твое жало? Смерть! Где твоя победа?» — укрепляемся мы в христолюбивом житии, произнося сии священные слова пасхального приветствия свт. Иоанна Златоуста! Господь победил смерть, и теперь каждый может быть победителем, например, подобным ученому-богослову апостолу Павлу, в правильное русло направившего свою жизнь и волю, в простоте говорить с Петром: «Выйди, Господи, от меня, ибо я человек грешный!» (Лк. 5:8), помня Фомино неверие, радуясь восклицать: «Господь и Бог мой» (Ин. 20:28).
Сегодня радуйтесь и веселитесь все: постившиеся и не постившиеся, ленивые и добродетельные, помня, что Бог все нам дал и дает для спасения! И наша задача в том, чтобы хотеть спастись и предаться в руки Бога Живого, Который всех нас, кающихся грешников, постоянно направляет к свету Христовому!
Посему помня эти прописные истины, «свергнем запинающий нас грех» (Евр. 12:1), и с терпением будем проходить предлежащий нам земной путь, взирая на сонмы святых, которые уже прошли его и могут нам помогать по нему идти, чтобы всякий человек — бедный, богатый, ученый и простец, больной и здоровый — нашел для себя в этом сонме пример для подражания и скорей под руководством духовного отца достиг желаемых Небесных благ! В чем да поможет нам воистину Воскресший Всемилостивейший Господь! Аминь!
Протоиерей Роман Матюшенко
настоятель храма свв. мчч. Адриана и Наталии
г. Киев
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Мяс и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуда же и лжи, и всякия злобы убежим!»
(перевод редакции: «Как от мясных и прочих съедобностей удалились [имеется в виду в Великопостное время], так и всякой вражды к ближним, блуда же и лжи, и всякой злобы да избежим!»)
Снова и снова Святая Церковь всех нас призывает, что есть сил, стремиться к святости жизни, заповедуя в сие особенное время — в дни святой Четыредесятницы — стремиться к смирению, целомудрию, терпению. И каждый из нас, христиан, должен всегда делом воплощать идеал христианства в своей жизни, неуклонно следуя Христовым заповедям и примером своим назидая ближних. А кто еще имеет мудрость в христианском богословии, тот может при случае и научить словом ближнего. Но иногда, видя нас христиан, впадающих в те или иные прегрешения (подчеркиваю именно прегрешения — под которыми я разумею такие проступки, которые не лишают христианина Божией благодати; это так называемые грехи не к смерти, о которых св. ап. Иоанн Богослов пишет в 1 Ин. 5:16*), ближние наши говорят, а иногда просто думают: «Врачу исцелися сам! Как ты, говоря о зле греха, сам впадаешь в него, как может существовать в истинно верующем сердце добродетель и гнездиться грех?!»
Детальніше...
|
|