«Святии Адриане и Наталие, о нас ко Господу молитеся, да веру непорочну соблюдем, супрузем во единомыслии соблюстися, юным вашей ревности подражати. Презрев бо свою юность, к жизни вечней устремистеся, да лучшее улучивше в Небеснем жительстве, всех ко блаженству нескончаемому зовете. О святии, днесь Вашу память совершающих, сподобите вечнаго блаженства, моляще о душах наших». (стихира по 50-м псалме)
Снова сентябрь, и на пороге наш храмовый праздник — день памяти свв. мчч. Адриана и Наталии. В нашем современном обществе так мало сейчас говорят о полноценных семьях, о заботливых мужьях, о верных любящих женах, долгом и честью для которых является любовь друг к другу, а не легкомысленное отношение к противоположному полу, что порой приводит к крушению семьи. И как пример истинно–христианской, а значит жертвенной любви, Святая Церковь приводит ежегодную память — подвиг празднуемых святых. Многим читающим житие наших святых порой кажется, по меньшей мере, непонятным, — как может истинно любящая жена содействовать скорейшей смерти своего супруга, тем более в юном возрасте, когда только и начинается новая, супружеская жизнь?! Принимая также во внимание и тот факт, что Адриан и Наталия только год прожили вместе. Такие и подобные сомнения возникают, когда мы смотрим на духовные вещи, земными, душевными очима.
Я уверен, что тот, кто хоть немного прожил, прочувствовал, увидел, «вкусил», «как благ Господь», совсем не будет задавать подобных вопросов и высказывать мнения о неправильности поступка св. Наталии. Каждый, проживший на земле хотя бы как минимум три десятка лет (многие и раньше начинают серьезнее задумываться о будущей жизни — например, многие святые (прп. Феодосий Печерский) в юности познали суету мира, отказавшись от его утех и призрачных благ), замечает как скоротечно время, и куда оно нас стремительно несет, а раз земная наша жизнь с ее подвигами, падениями, страданиями должна закончиться, то и вывод сам собою напрашивается о ненужности за нее так уж хвататься всеми силами, прогоняя от себя мысли о памяти смертной и о будущем воздаянии после этой земной жизни.
Детальніше...
|
Христос Воскресе!
Каждый год, празднуя сей величайший праздников Праздник, по-новому ощущаешь радость святой Пасхи! Особенно светло на душе, если сумел в посту возвыситься над тьмою своих страстей, искоренив их хотя бы на время. И маленькая победа над своим эгоизмом, и эта радость победы Христа над смертью, диаволом, дают силы жить и упражняться и далее в добродетельном житии. «Ад! Где твое жало? Смерть! Где твоя победа?» — укрепляемся мы в христолюбивом житии, произнося сии священные слова пасхального приветствия свт. Иоанна Златоуста! Господь победил смерть, и теперь каждый может быть победителем, например, подобным ученому-богослову апостолу Павлу, в правильное русло направившего свою жизнь и волю, в простоте говорить с Петром: «Выйди, Господи, от меня, ибо я человек грешный!» (Лк. 5:8), помня Фомино неверие, радуясь восклицать: «Господь и Бог мой» (Ин. 20:28).
Сегодня радуйтесь и веселитесь все: постившиеся и не постившиеся, ленивые и добродетельные, помня, что Бог все нам дал и дает для спасения! И наша задача в том, чтобы хотеть спастись и предаться в руки Бога Живого, Который всех нас, кающихся грешников, постоянно направляет к свету Христовому!
Посему помня эти прописные истины, «свергнем запинающий нас грех» (Евр. 12:1), и с терпением будем проходить предлежащий нам земной путь, взирая на сонмы святых, которые уже прошли его и могут нам помогать по нему идти, чтобы всякий человек — бедный, богатый, ученый и простец, больной и здоровый — нашел для себя в этом сонме пример для подражания и скорей под руководством духовного отца достиг желаемых Небесных благ! В чем да поможет нам воистину Воскресший Всемилостивейший Господь! Аминь!
Протоиерей Роман Матюшенко
настоятель храма свв. мчч. Адриана и Наталии
г. Киев
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Мяс и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуда же и лжи, и всякия злобы убежим!»
(перевод редакции: «Как от мясных и прочих съедобностей удалились [имеется в виду в Великопостное время], так и всякой вражды к ближним, блуда же и лжи, и всякой злобы да избежим!»)
Снова и снова Святая Церковь всех нас призывает, что есть сил, стремиться к святости жизни, заповедуя в сие особенное время — в дни святой Четыредесятницы — стремиться к смирению, целомудрию, терпению. И каждый из нас, христиан, должен всегда делом воплощать идеал христианства в своей жизни, неуклонно следуя Христовым заповедям и примером своим назидая ближних. А кто еще имеет мудрость в христианском богословии, тот может при случае и научить словом ближнего. Но иногда, видя нас христиан, впадающих в те или иные прегрешения (подчеркиваю именно прегрешения — под которыми я разумею такие проступки, которые не лишают христианина Божией благодати; это так называемые грехи не к смерти, о которых св. ап. Иоанн Богослов пишет в 1 Ин. 5:16*), ближние наши говорят, а иногда просто думают: «Врачу исцелися сам! Как ты, говоря о зле греха, сам впадаешь в него, как может существовать в истинно верующем сердце добродетель и гнездиться грех?!»
Детальніше...
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! В первый день февраля месяца Церковь празднует память прп. Макария Египетского. Это был великий подвижник благочестия, удостоившийся за свое благочестие великих дарований Святого Духа. Для нашего назидания в вере коснемся нескольких случаев из его многоподвижнической жизни: «Однажды ночью спящего Макария окружило множество бесов, которые будили его и говорили:
— Встань, Макарий, и пой с нами, а не спи.
Преподобный же, уразумев, что это бесовское искушение, не вставал, но, лежа, говорил бесам:
— “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу” (Мф. 25:41) и вам.
Но они говорили:
— Зачем ты оскорбляешь нас, Макарий, понося нас такими словами?
— Разве может быть, — возразил преподобный, — чтобы кто-либо из бесов пробуждал кого–нибудь для молитвы и славословия Божьего или наставлял в добродетельной жизни?
Детальніше...
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Каждый праздник, вспоминаемый Святой Церковью, имеет особенные песнопения, которые прославляют священные события. При этом невозможно остаться нетронутым от того настроения, которое эти благодатные песнопения несут.
И особенно, конечно, это касается праздников Рождества и Пасхи, которые воспринимаются по-особенному тогда, когда христианин прошел поприще поста, воздерживаясь от скоромной пищи, и еще, рассмотрев в себе те или иные недочеты в поведении, исправил их во время своего постнического жития.
Христос Рождается, славите! Христос с Небес, срящите! Христос на земли - возноситеся, пойте Господеви, вся земля! Здесь и догматическое богословие, и нравственное назидание! Христоc родился на земле - и нам теперь открыт вход на Небо! И эта мысль водружает в душе радость, возвещенную всем! В некоторых изданиях Устава под 7 января (25 декабря по стар. ст.) имеется замечание: «Пасха. Праздник тридневный», полагая, таким образом, важнейшее значение сему празднику в ряду остальных празднуемых Церковью событий и приравнивая его к Пасхе. Действительно, если рассмотреть эти двавеликие священные события, то пост есть и перед Рождеством, и перед Пасхой, строжайшее воздержание полагается как за 5 дней до Рождества, так и в Страстную седмицу, Царские часы также предваряют эти два праздника, но главное в Рождестве Богочеловека – рождение в мир Искупителя мира, который на Пасху воскресает, дабы каждому даровать блаженную радость в Царстве Божием! Песнопения этих праздников, подвигая всех к славословию Творца, дающего каждому желающему и труждающемуся спасение, призывают нас к всегдашнему духовному ликованию: «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы» (стихира по Пс. 50), «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся!, и паки реку: радуйся, Твой сын воскресе,… и мертвыя воздвигнувый - людие веселитеся!» (задостойник Святой Пасхи), посему да будем и мы ныне причастницы сего священного торжества веры!
Ангелы на Небесах ликуют! Волхвы ныне идут с дарами, пастухи со святой простотой, приступим и мы ко Спасителю мира с добродетелями, дабы никогда уже не уклоняться от Истины, «ибо хорошо нам здесь* быть»!!!
* под «здесь» я имею в виду - ходить в Истине, т. е. жить по-Божьему. Я цитирую слова апостола Петра, который, видя славу Преобразившегося Господа, тоже ощущал невыразимую радость бытия с Творцом своим и мира, и находясь в таком священном трепете, и промолвил ко Христу от избытка сердца: «Господи, хорошо нам здесь быть!» (Мф. 17:4).
Протоиерей Роман Матюшенко
настоятель храма свв. мчч. Адриана и Наталии
|
|