В КОСМОС ЛЕТАЛ, БОГА ЗНАЛ: Юрий Гагарин был православным, почитал схим. Макарию, предложил восстановить храм Христа Спасителя.
Одним из первых с инициативой восстановить разрушенный большевиками храм Христа Спасителя выступил в 1964 году первый космонавт Земли Юрий Гагарин, как сообщил его близкий товарищ, полковник запаса ВВС Валентин Петров.По его словам, такая мысль появилась у Гагарина после их совместной поездки в Троице-Сергиеву Лавру и посещения там церковно-археологического кабинета.
Детальніше...
Когда мы подходим к серьезному этапу своей жизни и подводим итоги, то невольно, осознанно или неосознанно, задаем себе вопросы, начинающиеся с вопросительного слова «почему».
Мне невольно вспомнился эпизод из моей юной жизни, когда мне было лет 12-13, однажды я застала плачущим своего отца. Ему было тогда лет 50. Отчего текли слезы по лицу зрелого мужчины? Теперь спустя много лет, когда я сама пребываю приблизительно в таком возрасте, я тоже стала чаще проливать слезы, и стала осознавать, почему мой отец тогда плакал, да и почему вообще взрослые люди плачут?
Чаще всего мы плачем от нереализованности желаний и устремлений, тем самым жалеем себя. Видимо, не все наши желания и устремления были полезны и достойны. Не были угодны Богу, но нам очень этого хотелось. В духовной жизни этот грех называется саможалением и своеволием. То есть, потаканием своим желаниям: я хочу что-то получить, не смотря на «нельзя». Вот хочу и все тут. Божью волю мы в таких случаях игнорируем, а чаще всего и не задумываемся о ней. Иногда мы не видим непосредственное участие Божие в жизни каждого из нас. Сказывается отсутствие духовного образования и знаний, не говоря уж о духовном опыте. Конечно, воспитание в семье здесь играет главную роль. А кто нынче воспитатели? Часто – сами заблудшие в жизни папы и мамы, живущие без веры и церкви. Но это уже другой и очень важный вопрос, на рассмотрение которого нужна отдельная статья.
Детальніше...
Вокруг вопроса о роли личности в истории существует много споров и мнений. И тем не менее он актуален всегда. Особенно, если смотреть на вклад человека в историю спустя столетия и века, оценивая исключительно то, к чему он стремился и что по итогу ему удалось сделать. Какой след оставляет один, пусть и очень активный, яркий и значительный, человек в развитии отдельного государства или всего мира, в судьбе своего народа в целом и конкретного человека в частности? И что не менее важно и интересно: благодаря каким людям и каким образом появилось, укоренялось, утверждалось и развивалось православие на наших родных землях. Эти вопросы своими корнями уходят к истокам Киевской Руси, к тому историческому моменту, когда место языческих верований наших предков заняла новая вера, при чем не насильственно и формально, выражаясь во внешних действиях и проявлениях, а как новый уклад жизни и мышления, укрепляясь в душах людей, меняя внутреннего человека, заполняя все его существо, наполняя сердце. И роль в этом богоугодном деле целой плеяды великих личностей – русских князей и княгинь - невозможно переоценить. Князья Аскольд и Дир, княгиня Ольга, креститель Руси - великий князь Владимир, любовно названный народом Красное Солнышко, его сын и последователь - святой благоверный великий князь Киевский Ярослав, не зря прозванный Мудрым… Именно во время его правления наша юная христианская держава Киевская Русь пережила лучший период в своей истории, названный «золотым веком». Его вклад в распространение и укрепление христианства на русских землях, как и неоценимая просветительская деятельность не остались незамеченными ни современниками, ни потомками. Благодарный русский народ почтил память своего Великого Князя, наименовав его Мудрым. А в марте 2004 года Синод благословил внести в святцы Украинской Православной Церкви и установить день памяти святому благоверному великому князю Киевскому Ярославу Мудрому в день его блаженной кончины 20 февраля ст.ст./ 04 марта н.ст..
Детальніше...
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» (Лк. 2:29)
Настоящий праздник Сретения Господня называется так потому, что праведный старец Симеон, живший в Иерусалиме, встретил в Иерусалимском храме четыредесятодневного Младенца, Господа Иисуса Христа с Пречистою Его Материю, взял Его на руки и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля (Лк. 2:29—32). Дивный был этот старец и по своей святости, ибо Дух Святой всегда пребывал в нем, и по своему просвещению и по своей старости, — ему было триста шестьдесят лет. Можно сказать, что сверх закона естества чудесно хранила его столь долго благодать Божия.
Вот что церковная история рассказывает об этом святом старце. Когда Птоломей, царь Египетский, живший почти за 300 лет до Р.Х., основатель славной Александрийской библиотеки, захотел перевести Библию с еврейского языка на греческий, то послал с просьбою о том к иудейскому первосвященнику. Первосвященник из числа израильтян избрал семьдесят мужей мудрых и искусных, как в том, так и в другом языке. Между ними находим и праведного Симеона. Занимаясь переводом книги пророка Исайи, когда Симеон достигнул пророчества: Се Дева во чреве зачнёт и родит Сына (Ис. 7:14), усумнился, и остановясь, рассуждал сам с собою — как девица может родить отроча? Потом взял нож и хотел в своей рукописи изгладить пророчество.
Вдруг является ему Ангел Господень и, удержав его руку, говорит ему: веруй тому, что написано. Ты сам узришь событие величайшего таинства, ибо не увидишь смерти, доколе не узришь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня. Утвердившись на словах Ангела и пророка, с того времени Симеон с пламенным желанием ожидал пришествия Христова: жил праведно и непорочно и постоянно молился Богу. Когда родившийся Спаситель после четыредесяти дней Богоблагодатною Материю принесён был во храм, тогда Симеон, познав свыше, что сей младенец есть обещанный Спаситель и Матерь Его есть Святая Дева, на которой исполнилось пророчество Исайи, с благоговением и радостию принял в объятия свои Господа и произнёс сказанные слова. Потом, возблагодарив Бога, давшего утешение Израилю, испустил дух свой. Вот почему Господь столь необыкновенно продолжил дни его, т.е. для того, чтобы ему дожить до того лета, в которое родился безлетный, безначальный Бог во плоти. Мы имеем счастие и блаженство не меньше Симеона, даже более; ибо устами и сердцем мы приемлем Господа Иисуса Христа, когда причащаемся Его Таин.
По какому случаю установлен праздник Сретения Господня? Ибо он не вскоре после вознесения Господа на небо и по сошествию Святого Духа был установлен, как некоторые другие праздники: Пасха, Рождество, Крещение, Вознесение и Пятидесятница, а спустя почти 500 лет по Рождестве Христовом. Вот по какому случаю: во дни злополучного царствования Юстиниана, в последних числах октября в Константинополе и в окрестных странах открылось моровое поветрие и свирепствовало столь сильно, что наконец умирало людей тысяч по 10 ежедневно, и в некоторых местах оказалось такое запустение, что некому было погребать мёртвых. А в Антиохии, сверх этой язвы, продолжались ужасные землетрясения, несколько раз повторявшиеся, разрушавшие домы и Церкви, и множество народа погибало под их развалинами. Между прочими обрушилось здание храма, когда Евфрасий, епископ Антиохийский, приносил безкровную жертву в нем.
Город Помпеополь до половины разрушен, а другая половина его поглощена землёю с тысячами жителей. Для отвращения этого гнева Господня, по особому откровению некоторому святому человеку, установлено торжественное празднество Сретения Господня. И как только, февраля 2 дня, начали всенощное бдение с крестным ходом, в тот час язва миновала, мор перестал, землетрясение прекратилось. Вот какой гнев Божий навлекают на нас и на самую землю беззакония наши, безверие наше, нерадение наше о спасении, неблагодарность, злонравие и жестокосердие наше.
О, страшное чудовище — грех! о всегубительное чудовище — грех! Будем всемерно бегать от этой стоглавой гидры, змеи. Будем убивать грехи в себе самих! Будем непрестанно каяться. Возлюбленные, без поста, покаяния и молитвы, как воину без оружия, христианину нельзя победить живущего в нем греха. Аминь.
|
|