Мученичество как свидетельство Истины Христовой
Обычно мученичество понимается как страдание, но слово «мученичество» (перевод с греческого "martyrion) в первую очередь означает свидетельство. Мученик - это тот, кто свидетельствует перед всем миром о какой-то ценности и кто ни перед чем не остановится. Мученик свидетельствует не словами, а всей своей жизнью, и даже своей смертью.
Поэтому и называются мучениками святые, убитые за исповедание христианской веры, свидетельствовавшие не только словами, но и своей мученической кончиной о победе Христа над смертью, об истинности веры Христовой.
И в этом смысле первым Свидетелем был для христиан Сам Иисус Христос, а после его крестной смерти – двенадцать апостолов, миссией которых было подтверждение перед миром истинности слов Учителя, Его Божественности и Вознесения. Вслед за ними свидетелями становились все обращенные в христианство. Мученическая смерть начинает рассматриваться как одна из высших форм служения веры. Слово «мученик» приобретает специфический смысл «погибший за веру» и входит в латинский язык и затем в европейские языки именно в новом значении.
Мученик также буквально выполняет заповедь Христову: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми свой крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот, потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее»(Мф. 16, 24 – 25).
Почитание святых в ранней Церкви было выражением уверенности в том, что в теле мученика явлено присутствие Христа, засвидетельствованное в подвиге. Мученик своей смертью доказал силу новой жизни, дарованной ему Церковью, и своим предпочтением умереть для того, чтобы жить, - ее реальность. Совершая Евхаристию у гроба мученика, Церковь исповедует, являет свою принадлежность этой же новой жизни. Христиане были верны этой изначальной идее почитания святых мощей и тогда, когда кончилась эпоха гонений. Воздвигая храмы во имя святых, окружая святых почитанием, христиане не забыли о первичном смысле святости как свидетельства Церкви о себе.
С IV века в Церкви возникает и теологическое, богословское восприятие святых как особых ходатаев перед Богом, как посредников между людьми и Богом. А в литургическом почитании ударение переходит на прославление силы святого, на описание и восхваление его чудес, на его отзывчивость и милосердие к обращающимся к нему. Чевствование святых имеет целью приобщить верующих особой благодати святых, их покровительству и заступничеству перед Богом.
Ходатаями перед Богом являются также и свв. мчч. Адриан и Наталия, которым, как гласит народная традиция, молятся о счастье в семейной жизни и браке ( память 8 сентября по новому стилю).
ТРОПАРЬ СВЯТЫМ МУЧЕНИКАМ АДРИАНУ И НАТАЛЬЕ
Мученицы Твои, Господи, Адриан и Наталия, во страданиях своих венцы прияша нетленныя от Тебя, Бога нашего: имущее бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.
В Житии Адриана и Наталии говорится о том, что Наталия была верующей христианкой. Адриан же придерживался эллинской религии – религии многобожия. Мы можем догадываться (хотя точно не знаем), как молодой жене было трудно скрывать от самого близкого своего человека – своего мужа – свою веру. Из Жития нам известно, что Адриан был знатным человеком, он занимал важный пост – был одним из начальников судебной палаты, куда доставляли арестованных христиан. Будучи свидетелем терпеливого и мужественного страдания за веру Христову, которые даже зная, что их жестокие пытки будут продолжаться, не соглашались отказаться от своей веры в Истинного Бога, Адриан стал расспрашивать их об этом доселе неведомом ему Боге, ради Которого они так страдают. После ответов мучеников он сразу же уверовал в Христа, и велел записать его имя в число осужденных, чтобы тоже пострадать за Иисуса Христа. Разгневанный царь Максимиан повелел заковать Адриана в железные цепи и заключить в темницу.
Узнав, что Адриан объявил себя христианином, Наталия обрадовалась, и не смотря на то, что ее муж находился в темнице, духом не падала и перестала плакать. Можно понять, что молодая женщина испытала облегчение, когда поняла, что ее муж тоже христианин и ей не надо таиться от него.Наталия была дочерью верующих в Бога родителей, но выйдя замуж, вынуждена была скрывать свою веру. Живя во враждебной обстановке, она хранила свою веру тайно. Теперь же узнав, что Адриан уверовал во Христа, она тоже ему призналась, что она – христианка.
В Житии есть один момент, на который стоит обратить внимание. Адриан обещал Наталье сообщить о дне казни. И вот однажды из темницы, он тайно пришел к своей жене. Узнав от слуг, что муж идет домой, Наталия больше всего боялась, что Адриан не выдержал пыток и отказался от Христа. Она сперва захлопнула дверь перед его лицом, чтобы не впустить его. Но как же она обрадовалась, когда узнала о том, что это не так.
Христианство учит, что брак – это Таинство освящающее союз двух людей на всю жизнь, земную и небесную. Житие святых мучеников Адриана и Наталии дает нам понять: христианская вера супругов настолько сделала их едиными, что страх смерти не смог разъединить их и заставить отступить ни от Бога, ни друг от друга.
СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА НАТАЛИЯ
ТРОПАРЬ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЕ НАТАЛИИ
Агница Твоя, Иисусе, Наталия зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную, приимимя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Само имя Наталия (Наталья), образованное от латинского глагола nasci, nascere - рождаться (natalis: 1)родной, родимый, отчий, отечественный; 2)день рождения; место рождения, родина; бог, покровительствующий рождению; род, происхождение). Таким образом, значение имени Наталия – родная, рождественская.
Святая Наталия названа бескровной мученицей. Ее муки особые и самые, может быть, тяжелые: она видела пытки и страдания мужа, она подбадривала его. Она просила его предпочесть смерть в вере жизни без Христа. В Житии святых рассказано о великой любви Наталии и Адриана, которые традиционно считаются одними из покровителей семейной жизни. Поэтому и имена их, как святых Петра и Февронии, обычно упоминаются в неразрывной связке. За двадцать веков жизни Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан. Также большой сонм мучеников и исповедников дал ХХ век. Среди них есть много святых новомучениц по имени Наталия.
Для некоторых святых с именем Наталия установлен и собственный день памяти.
Вот некоторые имена и даты новомучениц (ХХ века) Наталий:
Мученица Наталия (Сундукова), 1887 – 11 января 1942г. Расстреляна в Карлаге.
Мученица Наталия (Силуянова), дочь священника, расстреляна 11 января 1942г в Карлаге.
Мученица Наталия (Васильева), 1899 – 11 января 1942г. Расстреляна в Карлаге.
Преподобномученица Наталия (Бакланова), 1890 – 31 марта 1938г, скончалась в лагерной больнице Мариинска.
Мученица Наталия (Сивакова), 1872 – февраль 1941г, скончалась в заключении.
Мученица Наталия (Копытина), 1885 – 20 апреля 1942г, расстреляна в Акмолинске, отделение Карлага.
Мученица Наталия (Карих), 1885 – 20 апреля 1942г, расстреляна в Караганде.
Преподобномученица послушница Наталия (Ульянова), 1889 – 22 марта 1938 г, расстреляна в Бутово.
Святая новомученица Наталия Скопинская (Козлова), расстреляна 14 сентября 1935 (?)г в Бутово.
Материал подготовила Наталия Миненкова
по книге «Святая Наталия», Сибирская Благозвонница